Коллекция онлайн

1814 (3?), с. Никольское Пензенской губ. – 1880, Ярославль

Портрет А. В. Ступина с учениками

1838

  • Холст, масло. 120 х 167
  • Ж-5253

  • Пост. в 1923 из МАХ; ранее (до 1902) — в кладовой ИАХ, Санкт-Петербург


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Ярким примером нового в искусстве первой половины XIX века жанра группового портрета творческой интеллигенции является полотно Николая Михайловича Алексеева «Портрет Ступина с учениками». Он был написан Алексеевым в качестве программы на звание академика. Причем художнику была поставлена определенная задача - «произвести в естественную величину группу из четырех или пяти поколенных фигур, изображающих академика Ступина, окруженного учениками и рассматривающего работы одного из них». Почему, вдруг заданной официальной темой в Академии стал подобный сюжет, и чем Ступин привлек столь серьезное внимание к своей особе?

Александр Васильевич Ступин, личность на самом деле очень известная. Он явился создателем и идейным вдохновителем «арзамасской рисовальной школы» - одной из самых серьезных среди провинциальных учебных заведений. Она была открыта в 1805 году, а уже в 1809 Академия Художеств приняла школу Ступина под свое покровительство, тем самым признав высокий уровень образования и профессионализм ее учеников. Школа просуществовала до 1862 года и, к сожалению, была закрыта после смерти Ступина, так как его наследник – автор картины Николай Алексеев - не смог получить поддержку Академии. Родственные связи художников отчасти так же объясняют появление полотна. Николай Михайлович с 1834 года был женат на дочери Ступина.

В центре полотна торжественно восседает глава Арзамасской школы. На парадном наряде поблескивают ордена, в петлице орден Святой Анны III степени, а на Владимирской ленте бронзовая медаль «В память отечественной войны 1812года». Кто вокруг него – точно не известно. Правда существует версия А.Н.Бенуа, что изображение юноши в халате может быть автопортретом самого Алексеева. И действительно сравнение с известным автопортретом 1845 не опровергает этого предположения.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Ступин Александр Васильевич (1776–1861) — живописец. В 1787 в Арзамасе поступил в обучение к живописцу Лопытину, затем работал учеником у ряда местных мастеров. С сентября 1797 становится самостоятельным мастером, принимает заказы и набирает учеников. Задумав создать в Арзамасе школу, направился в Петербург, где с 1800 по 1802 занимался в ИАХ, уделяя особенное внимание методике преподавания. В 1801 получил серебряную медаль второго достоинства, а по окончании — аттестат на звание художника XIV класса. Вернувшись, принялся за организацию Арзамасской рисовальной школы, которую открыл в 1805. В 1809 ИАХ приняла школу Ступина под свое покровительство, а сам художник получил звание академика. Портрет исполнен как академическая программа по задаче «произвести в естественную величину группу из четырех или пяти поколенных фигур, изображающих академика Ступина, окруженного учениками и рассматривающего работы одного из них». За него в 1839 Алексеев получил звание академика.

Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 141.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: