Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
1835
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Картина была пенсионерским отчетом художника в ОПХ о его пребывании в Италии. В мае 1836 она была послана в Санкт-Петербург, где экспонировалась на выставке ИАХ и получила очень высокую оценку. Последняя, в частности, выразилась в том, что Иванов получил звание академика без назначения для этого особой программы, а ОПХ поднесло картину в дар императору Николаю I. Художнику удалось создать совершенное академическое произведение, в котором великолепие классицистического канона обогащено опытом, приобретенным при непосредственном знакомстве с живописью итальянских мастеров Высокого Возрождения. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 143.
В соответствии с правилами, принятыми в Академии художеств, композиция напоминает скульптурную группу. Однако в картине преодолены обычные академические скованность и холодность трактовки. Наиболее выразительно лицо Марии, в нем передано сложное эмоциональное состояние женщины – следы печали, удивление, даже испуг, и слезы радости и восторга. Для достижения своей задачи художник предлагал натурщице припомнить все свои беды, затем, утешая, он смешил ее и держал перед ней луковицу. "Полные слез глаза, с улыбкой на устах, давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса". Лицо Христа контрастирует с образом Марии спокойствием и сдержанностью, жест его руки выражает запрещение прикасаться к нему.