Коллекция Государственного Русского музея

1876, Славянск Харьковской губ. – 1956, Москва

Cан-Джиминиано

1912


Критики часто упрекали П. Кончаловского в увлечении живописью французских мастеров. В 1912 году они заметили его внимание к творчеству А. Дерена. Хорошо представленный в собрании С. И. Щукина, неоднократно участвовавший на выставках «Бубнового валета», Андре Дерен был одним из авторитетов для руководителей объединения. Его картина «Старый замок в Кань» создавалась в период интенсивной работы Дерена на натуре вместе с Пикассо и Браком, когда он особенно близко подходил к принципам кубизма, сохраняя равновесие между ним и сезаннизмом. В южных пейзажах Кончаловского – видах Сиены и Сан Джиминиано – варьируется дереновский мотив отвесных каменных стен, закрывающих горизонт и придающих композиции монументальный характер. Однако в картинах русского художника нет отчетливой структурности «Старого замка», красоты строгой, геометризированной формы и цвета, сдержанно пылающего сквозь кубистическую сумрачность. В пейзажах Кончаловского архитектура как будто силится приобрести строгие очертания, но некая органическая основа его живописи противится всякой конструктивности, и то и дело норовит нарушить геометрическую четкость, развалить объемы, превратить их в мягкую глинистую массу.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: