Коллекция Государственного Русского музея

1869, посад Большие Соли, Костромская губ. – 1938, Рига

Летом

1909


На рубеже ХIХ–ХХ веков, в период бурного развития промышленности в России, часть художественной интеллигенции связывала представление об утрате исконно русских традиций с уходящим бытом помещичьих имений. Сюжеты "вишневых садов" становятся излюбленными в творчестве многих русских художников, среди которых и С. А. Виноградов. Живописец формировался под непосредственным обаянием К. А. Коровина, одновременно развивая левитановскую линию "пейзажа-настроения", выступая певцом мажорной по настроению природы.

Пейзаж "Летом" –  вершина достижений художника. Сюжет его лишен действия: две дамы с шитьем и книгами расположились в тени деревьев. Органично существуя в пейзаже, они одухотворяют его, внося теплоту,  покой, умиротворение. Своеобразно построенная композиция холста словно отгораживает изображение от внешней среды и погружает зрителя в атмосферу спокойного интимного мира, где жизнь людей и природы сливаются воедино, и художник с удовольствием сосуществует в нем. Интенсивно окрашенная стена дома выполняет роль ведущего цветового аккорда. Она доминирует в холсте, подчиняя себе все колористическое решение композиции. Художник мастерски передал световоздушную среду в пейзаже, окутывая всех живущих в нем прозрачным теплым воздухом. Он, как и другие представители "Союза русских художников", последовательно изучал основные законы пленэрной живописи, используя отдельные элементы импрессионизма. Именно в этой работе художник ближе всего подошел к решению чисто импрессионистических задач. С этой картиной к художнику пришел настоящий успех и признание: он был удостоен Второй золотой медали на Международной выставке в Мюнхене (1909), у него появилось много поклонников. Примерно за десятилетие художник создал большое число своего рода портретов "дворянских гнезд", которые отображали особый аромат времени и ностальгию по уходящей эпохе.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: