Коллекция Государственного Русского музея

1893/1894, Москва – 1983, Париж

Портрет А. Н. Бенуа

1944


Бенуа Александр Николаевич (1870–1960) – живописец, график, театральный художник и критик, историк искусства, музейный деятель, один из организаторов и идеологов объединения „Мир искусства“. Художественный руководитель „Русских сезонов“ (1908– 1911), режиссер в МХТ (1913–1915). С 1926 постоянно жил в Париже.

Бенуа изображен на фоне мольберта с эскизом декорации к „Петрушке“. Портрет выполнен в мастерской художника А. Б. Серебрякова. В 1941 там же З. Е. Серебрякова написала портрет С. П. Иванова.

Портрет создавался в трагическое для Франции военное время. В ту пору Бенуа в связи с опасностью пребывания на своей квартире, расположенной вблизи крупнейших автомобильных заводов, вынужден был временно переехать в мастерскую племянника – Александра Борисовича Серебрякова. Неподалеку находилась мастерская Иванова. Долгие годы знакомства с Бенуа, частые встречи и беседы, наконец, общность положения, когда вот так, не снимая пальто, приходилось работать в холодной затемненной мастерской – все это помогло Иванову создать образ большой жизненной правды. Выразительны и усталое лицо Бенуа, исполненное духовной силы, и вся его фигура, кажущаяся особенно массивной в тяжелой одежде, и каждая деталь обстановки.

Тщательно и любовно написаны акварельные краски, стопки альбомов, книги, кисти. Иванов исключительно точен не только в изображении внешних примет, но прежде всего в передаче внутреннего состояния Бенуа, окрашенного суровой сдержанностью. Зимнее отороченное мехом пальто, черная шапочка резко выделяют лицо и руки портретируемого. Весь живописно-пластический строй портрета служит выразительности созданного образа.

Этот содержательный психологический портрет Иванов подарил Русскому музею вместе с 26 своими рисунками. (И. Ш.)

Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 264.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: