Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Гамлет и Офелия

1884

  • Холст, масло. 120 x 89
  • Ж-1839

  • Пост. в 1919 из собрания Ж. Л. Румановой, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург


Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины <М.Я.Симонович> позировать, изменил композицию и цветовой строй. Сумрачный и артистичный Серов дал Врубелю многое в формировании образа героя, в ощущении его конфликта с обществом. Характеристика Гамлета стала острой, интеллектуально емкой. Выразителен жест его руки, сжимающей книгу. Всеми преданный, герой — горд, одинок, насторожен, верит и не верит Офелии, мягкой, оберегающей и обреченной.

Картина осталась в подмалевке, но и в этом состоянии, благодаря выразительности образов, производит сильное впечатление. Решенная на сочетании золотистых и черных тонов, обогащенном деликатным мерцанием серебристо-лиловых, она красива, стильна и точна в передаче атмосферы сцены. Один из множества незавершенных работ наступающей эпохи символизма, этот холст, благодаря разнообразному по фактуре, взволнованному эскизному письму, едва намеченным деталям, обогащенный литературными и театральными реминисценциями, обрел волнующую многозначность смысла. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 6.

Слева вверху процарапана частично сохранившаяся авторская надпись: Сознание 1) бесконечного Перепутанность понятий о зависимости человека первобытного 2) жизни Бесконечное и догматъ Бесконечное и догматъ в союз_ съ сознанiем жизни (покуда нравственность зиждется на

Одноименные варианты — ГРМ (1883, бумага, акварель, Р-13463); ГТГ (1888, картон, масло).

Моделями персонажей послужили В. А. Серов и М. Я. Симонович (?). 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: