Иллюстрация
Медиатека
Зимой 2023 года в Центре мультимедиа Русского музея прошла программа кинопоказов «Петербург. Музей. Кино», посвященная формированию образа города в изобразительном искусстве и кинематографе. В программу входили мультимедийные фильмы Русского музея, созданные на основе коллекции музея, и художественные фильмы российских и зарубежных режиссеров из архивов Госфильмофонда России.
Демонстрация фильмов дополнилась лекциями, комментариями, встречами со специалистами Русского музея и киноведами.
В фильме демонстрируется светский лубок XVIII – начала XX веков из собрания Государственного Русского музея в форме анимации. Представлены следующие техники: гравюра на металле, литография, хромолитография.
Хорошо известная детям сказка «Конек-Горбунок» иллюстрировалась не одним десятком русских художников, в самых различных материалах и техниках – народной деревянной скульптуре, станковой и книжной гравюре, росписи по фарфору и многих других.
Фильм представляет коллекцию религиозного лубка Русского музея. Это листы, которые в крестьянском и низовом городском быту должны были заменить собою дорогостоящие иконы. Функциональная и иконографическая близость иконе позволяет рассматривать духовный лубок как целостное самостоятельное явление.
Программа подготовлена отделом народного искусства и представляет собой большой каталог произведений народного искустсва и электронный путеводитель по выставочным залам народного искусства в Русском музее.
Этот фильм посвящен особенной категории художников-пейзажистов, которые писали свои работы во время дальних экспедиций, военных походов или путешествий. Такие художники нанимались специально для фиксации увиденных просторов или запечатления военных походов. Среди таких мастеров П.Н.Михайлов, который с командой Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева добрался до Антарктиды, П.П.Свиньин, который много путешествовал, в том числе по Америке, одним из итогов его путешествий стало издание альбома с видами России, а также М.М.Иванов, запечатлевший путешествие императрицы Екатерины II в 1785 году.
Фильм о двух представителях русского авангарда: Вере Ермолаевой – мастере живописи и графики, и Николае Суетине – супрематисте, ученике и сподвижнике Казимира Малевича.
Программа посвящена одному из самых знаковых произведений XX века — «Черному квадрату» Казимира Малевича.
В программе собраны принадлежащие собранию Русского музея живописные и графические произведения художника, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в технике майолики. Программа включает в себя около 200 изображений с аннотациями к каждому произведению и возможностью рассмотреть увеличенные фрагменты.
Программа о русском художнике Павле Мансурове, более 50 лет прожившем во Франции, содержит около 100 изображений, включая документальные фотографии и репродукции работ.
Имя великого русского художника Константина Андреевича Сомова неразрывно связано с художественным объединением «Мир искусства». Современники говорили о Сомове, что он, в своих произведениях, воплощает тени давно минувшего. Художник был певцом изящного восемнадцатого века, открывая зрителю таинственную прелесть мира пестрого маскарада, пудренных париков и пышных фейерверков.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
“Есть такой город, Великий Новгород. Он находился на перекрестке четырех дорог, поэтому там всегда было много гостей. Вот Садко был одним из гостей. Он был богатым гостем, привез с собой много товару. И он влюбился в одну девушку там, в Новгороде. Звали эту девушку Чернавушка. Пришел он к родителям этой девушки и стал звать ее замуж. И них получилась свадьба, но произошло несчастье...”
Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Е.Н.Глебовой, которая после смерти художника передала на временное хранение все сохранившиеся работы. К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В.А.Гусев.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Онлайн-лекция к выставке «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения»
Е.В. Станкевич
25 февраля 2021