Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт, рожд. Кестлин

1909

  • Холст, пастель. 133 x 115
  • Ж-1877

  • Пост. в 1922 из собрания Ф. Ф. Нотгафта, Петроград


С 1900-х Кустодиев был известен как мастер женских портретов, из написанных им в рассматриваемое время тонкостью характеристик и изяществом композиционного решения выделяются изображения Р. И. Нотгафт, Л. Б. Боргман, Е. И. Базилевской...

Мастер теперь избегает ракурсов и эффектов случайности. В работах ощутима тяга к стабильности, поиск «большой» формы, ее скульптурности. Автор добивается эффекта эмалевой поверхности, начинает ценить красоту локального цвета. Подобные изменения в живописи Кустодиева связаны с развитием принципов неоклассицизма в современном национальном искусстве. Они с особой силой сказались в портретах мирискусников и Р. И. Нотгафт, в пастели «Лежащая натурщица» (1915) и рисунках... Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.

Свойственные портрету лаконичная форма, строгий рисунок, высветленная цветовая гамма характеризуют неоклассические устремления Кустодиева 1910-х годов.

Ренэ Ивановна Нотгафт (урожденная Кестлин; 1880–1950-е) – жена Федора Федоровича Нотгафта, близкого друга художника Б. М. Кустодиева, известного коллекционера и издателя, позже сотрудника Эрмитажа. Неоднократно была моделью художника, увлеченного своеобразной красотой и грацией этой уроженки Швейцарии. 

Пастель из собрания Русского музея. СПб. 2009. С. 94.

Нотгафт (урожденная Кестлин) Ренэ Ивановна (1880–1950-е) – первая жена Ф. Ф. Нотафта. В 1921 уехала за границу, где жили ее родители и брат. Ее портрет написал и К. А. Сомов.

На портрете изображена Ренэ Ивановна Нотгафт, жена известного петербургского коллекционера и музейного деятеля Федора Федоровича Нотгафта, близкого друга художника. Кустодиев портретировал ее не раз. Его привлекала ее своеобразная красота, черты ее «нерусского» лица (Ренэ Нотгафт родилась в Швейцарии). Модель представлена в привычной ей обстановке петербургской гостиной среди стильной мебели и аксессуаров. Художник запечатлел на полотне утонченный, полный мягкой женственности облик портретируемой. Художник умело использовал свойства пастели для усиления декоративного эффекта композиции: специфическая матовость пастели вызывает ассоциации с модными предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными из неглазурованного фарфора, в изобилии украшавшими салоны и кабинеты тех лет. (Г. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 86


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: