Портрет Сергея Павловича Дягилева (1872–1929)
Не окончен. 1904
- Холст, масло. 97 х 83
- Ж-1922
Пост. в 1930 из Всесоюзного объединения по экспорту „Антиквариат“; ранее – собрание Ю. П. Дягилева, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) — театральный и художественный деятель, издатель, критик. Издатель и, совместно с А. Н. Бенуа, редактор журнала «Мир искусства» (1898–1904). Организовывал в Париже «Русские исторические концерты» (1907), явившиеся началом приобщения Запада к русской музыке; спектакли русской оперы и русского балета (Русские сезоны; 1908–1929); в 1911 — труппу «Русский балет Сергея Дягилева» (начала выступления в 1913 и существовала до 1929).
Картина принадлежит обширному ряду портретов русской творческой интеллигенции, созданных Серовым с 1890-х. Познакомившись с Дягилевым в 1897 году, в самом начале его деятельности, оценив свойственные ему ум, талант распознавать новое, бурную энергию и исключительные организаторские способности, художник до конца дней своих оставался его преданным другом и почитателем, поддерживая во всех начинаниях, прощая слабости.
Незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа, усиливая его «недосказанность», сообщая ему «многомерность», переводя восприятие портрета современника Серова в план высоких традиций мирового искусства. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 5.
Показать полный текстИзображение Дягилева занимает видное место в обширном ряду портретов русской творческой интеллигенции, созданных Серовым с начала 1890-х годов. Познакомившись с Дягилевым в 1897 году в самом начале его творческой деятельности, оценив свойственные ему ум, талант распознавать новое, бурную энергию и исключительные организаторские способности, художник до конца дней своих оставался его преданным другом и почитателем, поддерживая во всех начинаниях, прощая слабости и «наглость Сережи» (А. Н. Бенуа). Идея написать портрет Дягилева возникла у Серова летом 1904 года, когда он присутствовал при начале работы художника Л. С. Бакста над его известным «Портретом С. П. Дягилева с няней». Осенью Серов начал писать Дягилева в Петербурге, в его квартире, где тогда помещалась редакция «Мира искусства», но вскоре охладел к работе и портрет остался незавершенным. Эта незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа, усиливая его «недосказанность», загадочность, сообщая ему «многолосность», переводя восприятие современника Серова в план высоких традиций мирового искусства. Владимир Круглов // Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 121.
Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) — театральный и художественный деятель, вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала, пропагандист отечественного искусства за рубежом, организатор «Русских сезонов» в Париже (с 1907), руководитель труппы «Русский балет С. П. Дягилева» (1911–1929). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 78.