Идолы
Эскиз. 1901
Еще в ранние годы воображение Рериха волновали деревянные изображения древних языческих богов. Идолы невольно связывались в представлении Рериха с лесными курганами в окрестностях Петербурга. Про эти места он слышал смутные предания о том, что сюда в далекие времена приходили молиться. Эти предания и археологические находки, какие он видел своими глазами, навели на мысль о создании картины «Идолы». «Эскиз к идолам меня радует — он сильный, яркий, в нем ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение», — писал художник о своем детище в процессе работы. Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2020. С. 19.
Николай Рерих внес новую тему в ретроспективизм «Мира искусства» — интерес к «архаике», к ранней языческой цивилизации европейского Севера. Его творчество питали серьезное, с юношеских лет, увлечение археологией и изучение древних религиозных верований. Принадлежащая серии «Русь» картина «Идолы» изображает капище — место, где молились и приносили жертву своим богам первые жители этого края. Низко нависшие тучи, густые, фосфоресцирующие краски, магические орнаменты усиливают мрачную таинственность изображенного места.