Коллекция онлайн

1855 – после 1901

Последние минуты князя Михаила Черниговского в ставке Батыя

1883


Сюжет почерпнут из русской истории XIII века, когда Русь вела тяжелую борьбу за выживание, подвергаясь нападениям вражеских полчищ как с Востока, так и с Запада. Князь Михаил Черниговский (1179–1246) принадлежал к числу выдающихся политических деятелей того времени. В 1246 году великого князя Михаила, княжившего тогда в Киеве, вызвали в Золотую Орду для подтверждения права на киевский престол. Князю и его сподвижнику боярину Феодору приказали перед тем, как явиться к хану, поклониться языческим богам — солнцу и огню. Князь решительно отказался. Давно искавший случая расправиться со строптивым князем, хан Батый подверг Михаила и Феодора жестоким истязаниям, после чего приказал их обезглавить. Художник передал тот драматический момент, когда великий князь, верный своему христианскому долгу, решительно отвергает домогательства монголов и тем самым решает свою участь. Оба мученика — и Михаил, и Феодор — были канонизированы Православной Церковью. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 28.

1243–1480. Монголо-татарское иго

В 1237–1241 годах монгольская армия под предводительством хана Батыя совершила два похода на русь. Были разрушены города Рязань, Москва, Владимир, в 1240 году пал Киев. В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович первым получил от монголов ярлык на великое Княжение. Русские земли признали свое вассальное положение. Все действия русских князей зависели от воли ханов. Чтобы получить ярлык (специальное разрешение) на княжение, многим правителям приходилось идти на значительные уступки, унижения, некоторые князья находили в стане монголов и свою смерть.

Знаменательную победу над монголами одержал Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году. В 1480 году войска московского великого князя Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угра. Несколько дней они стояли на противоположных берегах, не вступая в бой. Затем хан отступил, давая понять, что притязаний на русь больше не имеет. Так наступил конец татаро-монгольского ига на Руси. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.

Князь Михаил Черниговский (1179–1246).

Монгольское нашествие (1237–1240) и установление вассальной зависимости от Орды внесло новые оттенки в отношения между князьями, которые и ранее непрерывно друг с другом соперничали. Теперь для занятия стола в том или ином городе они были вынуждены ездить в ханскую ставку для получения ярлыка — грамоты на княжение.

В 1239 году, когда Михаил княжил в Киеве, он совершил непростительную ошибку: приказал убить монгольских послов, требовавших сдачи города. Этот инцидент, как оказалось впоследствии, стал для него роковым. В 1246 году Михаила Всеволодовича, княжившего тогда в Чернигове, вызвали в Золотую Орду для получения ханского ярлыка, подтверждавшего право на княжение. Князю и приехавшему с ним его сподвижнику боярину Феодору приказали перед тем, как явиться к хану, пройти через очистительный костер и поклониться языческим богам — солнцу и огню. В ответ на это требование Михаил Черниговский заявил: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хан Батый, давно искавший случая расправиться со строптивым князем, поверг Михаила и Феодора жестоким истязанием, после чего приказал их обезглавить. Художник передал тот драматический момент, когда князь, верный своему христианскому долгу, решительно отвергает домогательства монголов и тем самым решает свою участь. И Михаил, и Феодор были прославлены Русской Православной Церковью в лике мучеников в 1547 году. Павел Климов, Екатерина Шилова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 64.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: