Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

Берег Ладожского озера. Облачный день

Около 1867


В 1867 году в монастыре «плечом к плечу» работали академик Иван Шишкин и многообещающий семнадцатилетний пейзажист Федор Васильев. С июня по ноябрь они вместе плавали на лодке вокруг островов, забирались в самые дремучие уголки непроходимого леса.«Пейзаж с охотником. Остров Валаам» подтверждает пристрастие Шишкина к мотивам, полюбившимся ему еще десять лет назад. Для Васильева приезд в обитель был первым большим профессиональным уроком серьезной натурной работы. «Федя пишет, что он в восторге от Валаама и от обилия флоры» *, – сообщала в письме Шишкину его невеста, родная сестра Васильева. Сохранившийся в собрании Русского музея валаамский альбом говорит о скрупулезном освоении «гениальным мальчиком» сложных природных форм и появлении новых пейзажных мотивов. В рисунках Васильев старался быть похожим на своего учителя <...> Однако в живописных работах уже просматривались черты индивидуального почерка. В небольшом по размерам картоне «Берег Ладожского озера. Облачный день» (Ж-4109) художник специально акцентирует внимание на «живом» облачном небе. Этюд «На острове Валааме. Камни» (Ж-4101) подтверждает интерес художника к колористическому обобщению форм. Наиболее содержательной является картина «В церковной ограде. Валаам» (Ж-4100). Сергей Кривонденченков.  «ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ» — ЖИВОПИСЦЫ ВАЛААМА // Валаам. 200 лет в русской живописи. СПб, 2019. С. 21-22.

* Письмо Е. А. Васильевой И. И. Шишкину от 22 июня 1867 года // Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Н. Шуваловой. Л.: Искусство, 1984. С. 123.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: