Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

В церковной ограде. Валаам

1867


В 1867 году в монастыре «плечом к плечу» работали академик Иван Шишкин и многообещающий семнадцатилетний пейзажист Федор Васильев. С июня по ноябрь они вместе плавали на лодке вокруг островов, забирались в самые дремучие уголки непроходимого леса.«Пейзаж с охотником. Остров Валаам» подтверждает пристрастие Шишкина к мотивам, полюбившимся ему еще десять лет назад. Для Васильева приезд в обитель был первым большим профессиональным уроком серьезной натурной работы. «Федя пишет, что он в восторге от Валаама и от обилия флоры»*, – сообщала в письме Шишкину его невеста, родная сестра Васильева. Сохранившийся в собрании Русского музея валаамский альбом говорит о скрупулезном освоении «гениальным мальчиком» сложных природных форм и появлении новых пейзажных мотивов. В рисунках Васильев старался быть похожим на своего учителя <...> Однако в живописных работах уже просматривались черты индивидуального почерка. В небольшом по размерам картоне «Берег Ладожского озера. Облачный день» (Ж-4109) художник специально акцентирует внимание на «живом» облачном небе. Этюд «На острове Валааме. Камни» (Ж-4101) подтверждает интерес художника к колористическому обобщению форм. Наиболее содержательной является картина «В церковной ограде. Валаам» (Ж-4100). Выбор композиции для изображения старого монастырского кладбища, бесспорно, был обусловлен присутствием на натурной работе Шишкина. А говоря об индивидуальных отличиях картины Васильева, следует отметить сочную цветовую гамму (особенно в градациях зеленого), а также использование приемов живописной лепки объемов форм. Сергей Кривонденченков.  «ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ» — ЖИВОПИСЦЫ ВАЛААМА // Валаам. 200 лет в русской живописи. СПб, 2019. С. 21-22.

* Письмо Е. А. Васильевой И. И. Шишкину от 22 июня 1867 года // Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Н. Шуваловой. Л.: Искусство, 1984. С. 123.

 

В год создания произведения художник вместе с И.Шишкиным побывал на острове Валаам, они провели там пять с половиной месяцев. Эта поездка имела важное значение для художника: он приобретал опыт работы на натуре. Среди этюдов, созданных на острове, наряду с пейзажами встречаются остро схваченные бытовые сцены, фигуры и головы монахов, богомолок, крестьян. Нередко в них обнаруживается сатирическая направленность, сближающая их с обличительными произведениями художников круга В. Перова. Их объединяет живой интерес к людям, стремление к острой точной оценке характера. Осенью, уже в мастерской  художник дорабатывал маслом начатые рисунки. Так, вероятно, появилась данная работа, в которой художник изобразил уголок старого монастырского кладбища. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: