Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Сныть-трава. Парголово

Этюд. 1884/1885?


Только в творчестве Шишкина иллюзорная реальность достигала наивысшего уровня живописного воплощения. Произведения мастера почти не уступали по количеству и качеству живописных деталей его графическим работам. Подтверждением служат камерные этюды «Сныть-трава. Парголово» (1884(5?)) и «Травки» (1892), в которых автор фиксирует многообразие растительного мира, будто случайно увиденное на лесной полянке. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 8.

Никто из русских живописцев до Шишкина не придавал такого значения непрестанному штудированию природы в бесчисленных этюдах. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой работал художник, И. Н. Крамской писал: «Когда он перед натурой, <…> то точно в стихии своей: тут он и смел, и ловок, не задумывается». Никакой приблизительности в изображении природы — такова была основополагающая установка мастера. В этюде «Сныть-трава. Парголово» проявились присущее пейзажисту живое чувство природы, умение изобразить ее с почти иллюзорной точностью, способность находить красоту в самом обыденном, неприметном на первый взгляд. При этом, изображая небольшой уголок природы, Шишкин создает цельное, законченное в своей образной основе произведение. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 215.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: