Портрет Н. Н. Ге
1890
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В портрете художника Николая Николаевича Ге (1831—1894) ярко выражено свойственное Ярошенко особое внимание к внутреннему облику человека. Создан весьма сложный композиционный портрет, в котором обстановка является содержательным элементом характеристики. Ге изображен сидящим в задумчивости у раскрытого Евангелия в своей мастерской, на фоне начатой им картины .Что есть истина?". Ярошенко тщательно пишет лицо изображенного, его глаза — зеркало души — и уделяет большое внимание характеристике рук. У Ге они сильные, энергичные, натруженные. Ге предстает на портрете седовласым мудрецом с лицом человека доверчивого, чистого душой и помыслами. В. В. Стасов писал: "Здесь выступила перед зрителем наружу вся необыкновенная кротость, доброта, незлобливость натуры оригинала — сходство чрезвычайное". Но более всего Ге привлекал Ярошенко своим философским складом, духовной содержательностью и красотой, что убедительно передано в портрете. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 391.
Личность Николая Николаевича Ге – старшего товарища по искусству, друга и единомышленника – всегда вызывала у живописца глубокое уважение. Будучи профессиональным портретистом, он вложил в полотно свою человеческую и художническую привязанность. Создатель значительнейшего цикла полотен на евангельские сюжеты изображен в своей мастерской в период работы над картиной "Что есть истина?" ("Христос и Пилат"). Именно эта картина, привезенная автором в Петербург и предназначавшаяся для экспонирования на очередной передвижной выставке, была по распоряжению властей не только запрещена к показу, но даже изъята из каталога. Тогда-то автор портрета и "приютил", по выражению Н.Н. Ге, его крамольную работу у себя в квартире на Сергиевской улице. Таким образом, портрет стал свидетельством открытой нравственной поддержки старого мастера, подвергшегося нападкам и гонениям, – в его образе подчеркнуты черты человека, преданного истине, призванного учительствовать и нести людям правду Священного писания. Недаром в нем есть нечто "апостольское". В характеристике своего персонажа, глубокий интерес к которому живописец ощущал на протяжении всей творческой жизни, он близок к оценке Л.Н. Толстого: "Ге между всеми современными художниками и русскими и иностранными … все равно что Монблан".
Ге Николай Николаевич (1831, Воронеж – 1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.) Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П.В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864–1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок".
Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х – последователь религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа.