Домик с ракитами
Этюд. Первая половина 1880-х
- Холст на картоне, масло. 21,5 x 30,5
- Ж-4273
Пост. в 1909 от Э. К. Добржияловской
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Натурная работа в окрестностях Москвы <в начале 1880-х годов> явилась важным этапом в профессиональном становлении пейзажиста. Вслед за Сокольниками Левитан три лета провел в Останкино, куда вынужден был перевезти больную сестру. <...> в этот период основным результатом занятий живописью стали многочисленные этюды. В них можно найти очарование тихих усадебных уголков («Останкино», Ж-4274), радость оживающей под солнечными лучами природы («Черемуха», Ж-4275; оба — начало 1880-х, ГРМ), красоту наполненного воздухом деревенского пейзажа («Домик с ракитами», первая половина 1880-х, ГРМ, Ж-4273), величавость бесконечных прозрачных далей («Жаркий день», 1883, ГРМ, Ж-1214).
Этюд для Левитана имел особое значение. По убеждению художника, только в нем можно было увидеть все характерные черты выбранного мотива. Иногда для большей верности пейзажист начинал писать сразу два этюда одного и того же места. Он был уверен, что «в большом этюде больше вранья»* , и отдавал предпочтение камерным размерам. Результат натурной работы считал самодостаточным и в то же время обязательным художественным материалом для создания полноценной картины. Сергей Кривонденченков. «Пейзаж, завещанный И. И. Левитаном » // Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2009. С. 7.
* Бялыницкий-Бируля В. К. Воспоминания о И. И. Левитане // Левитан. Письма, документы, воспоминания. С. 200