Коллекция онлайн

1860, село Кибарты, Литва – 1900, Москва

Черемуха

Этюд. Начало 1880-х


Натурная работа в окрестностях Москвы <в начале 1880-х годов> явилась важным этапом в профессиональном становлении пейзажиста. Вслед за Сокольниками Левитан три лета провел в Останкино, куда вынужден был перевезти больную сестру. <...> в этот период основным результатом занятий живописью стали многочисленные этюды. В них можно найти очарование тихих усадебных уголков («Останкино», Ж-4274), радость оживающей под солнечными лучами природы («Черемуха», Ж-4275; оба — начало 1880-х, ГРМ), красоту наполненного воздухом деревенского пейзажа («Домик с ракитами», первая половина 1880-х, ГРМ, Ж-4273), величавость бесконечных прозрачных далей («Жаркий день», 1883, ГРМ, Ж-1214).

Этюд для Левитана имел особое значение. По убеждению художника, только в нем можно было увидеть все характерные черты выбранного мотива. Иногда для большей верности пейзажист начинал писать сразу два этюда одного и того же места. Он был уверен, что «в большом этюде больше вранья»* , и отдавал предпочтение камерным размерам. Результат натурной работы считал самодостаточным и в то же время обязательным художественным материалом для создания полноценной картины. Сергей Кривонденченков. «Пейзаж, завещанный И. И. Левитаном» // Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2009. С. 7.

* Бялыницкий-Бируля В. К. Воспоминания о И. И. Левитане // Левитан. Письма, документы, воспоминания. С. 200.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: