Одиссей и Навзикая
1910
- Бумага на холсте, графит, темпера, пастель. 67,5 х 169,5
- Ж-4288
Пост. в 1912 г. в дар от Николая II (ранее – собрание О. Ф. Серовой, вдовы художника)-
Сведения о реставрации:
Щукина Е.Ю., Богомолов А.И. (2015)
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияМифологический сюжет
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Картина, традиционно входящая в состав постоянной экспозиции живописи конца XIX –начала XX вв., поступила в реставрацию в связи с подготовкой выставки В. Серова в Русском музее и далее – в Государственной Третьяковской галерее.
Картина является композицией на сюжет из «Одиссеи» Гомера (Песнь 6). Еще два изображения с аналогичным сюжетом находятся, соответственно, в собрании Государственной Третьяковской галереи (картон, гуашь, 83,5х101,5см, 1910 г.) и Государственного Русского музея (картон, темпера, 49,5х65 см, 1910, Инв. № 4289). Все три варианта картины «Одиссей и Навзикая», выполненные в 1910 г., отвечают неоклассическому идеалу возвышенной гармонии и совершенной формы. Их отличает вневременность, торжественность и благородство сдержанного колорита, близкие древнегреческой стенописи.
Смонтированная под стекло в металлическую раму, картина, натянутая на подрамник, имела значительные фалдообразные вертикальные деформации. После размонтирования картины из рамы обнаружилось: изображение выполнено на бумаге темперой и акварелью с отдельными прописками пастелью; на некоторых участках просматривается авторский подготовительный рисунок графитом. Бумага дублирована на тонкий холст. Нижний и верхний края с авторской живописью были загнуты на тыльную сторону подрамника (верхний край – 15см; нижний – 17см). По верхнему и нижнему краям произошло почти полное раздублирование бумажной основы и холста; от натяжки на подрамник клещами произошли значительные механические повреждения: разрывы основы, изломы; от гвоздей – отверстия с обветшавшими краями. Очаги раздублирования, а также отсутствие некоторых гвоздей вызывали неравномерные напряжения при натяжке картины на подрамник – наблюдались разнонаправленные деформации основы
В центре верхнего края имелись две значительные утраты основы: 4 и 6 кв. см; левый нижний угол был утрачен на 4,5х4,5 см.
Бумажная основа на изображении неба значительно пожелтела, загрязнена; имелись отдельные точечные пятна (следы насекомых), пылевые загрязнения, слабовыраженные затеки, потертости и царапины. В левом верхнем углу наблюдался участок значительных линейных потертостей (смытостей) – следов авторских правок.
Сведения о времени дублирования картины на холст с последующей натяжкой на подрамник отсутствуют. Судя по отсутствию красочного слоя на кромках холста, дублирование картины на холст произошло после создания изображения.
Поскольку процесс раздублирования, начавшийся по краям, мог прогрессировать к центру, было предложено произвести полное раздублирование экспоната. Также это было необходимо для устранения механических повреждений бумаги по краям (укрепление разрывов и изломов, восполнение утрат и пр.).
Решением реставрационной комиссии была утверждена необходимость разогнуть загнутые на тыльную сторону верхний и нижний края основы с фоновым изображением.
Комплекс выполненных мероприятий:
В процессе реставрации было выполнено раздублирование (удаление дублировочного холста механически) с последующей очисткой тыльной стороны от остатков клея; укрепление изломов и разрывов бумажной основы; восполнение утрат бумажной основы на развернутых до оригинального размера нижнем и верхнем краям; общее укрепление и пластификация бумажной основы; дублирование экспоната на японскую бумагу с последующим дублированием на тонкий мелкозернистый холст. Техническая реставрация завершилась натяжкой на новый подрамник, соответствующий новым размерам картины.
Живописная поверхность очищена от загрязнений, отдельные небольшие участки кракелюра пастозной живописи укреплены. Восполненные утраты основы, значительные потертости и утраты красочного слоя по разрывам и изломам тонированы. По решению реставрационной комиссии участок потертостей и авторских смытостей в левом верхнем углу тонирован с сохранением следов авторских правок.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 164-165.