Коллекция онлайн

13 (25) мая 1875, мыза Ендриховцы Гродненской губ. — август 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша

Весенняя вода

1898


В 1892 году Жуковский уезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). <...> Увлеченный пейзажем, Жуковский прошел прекрасную школу у великих мастеров — Василия Поленова и Исаака Левитана. Он много работал в Подмосковье, наезжал в родную Гродненскую губернию, формировался как мастер сельского пейзажа. В эпоху расцвета «пейзажа настроения», когда лучшие свои полотна создает Левитан, Жуковского также волновали «переходные» состояния природы в смены времен года. Таков холст «Весенняя вода», запечатлевший очнувшийся от зимнего сна лес, отражения неба и деревьев в холодной воде, бледные серо-лиловые тени на остатках снега. Фрагментарная композиция усиливает динамику образа. В отличие от Константина Коровина или Сергея Виноградова, коллег и современников Жуковского, он работал по классической «схеме» — с подготовительными этюдами, в ряде вариантов совершенствовал интерпретацию мотивов, часто делал повторения. Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 7.

Картина «Весенняя вода» отражает раннюю творческую зрелость художника, в те дни еще ученика училища живописи. Тщательное письмо бережно передает знакомую и неустанно увлекательную для глаз картину преображения природы в весеннюю пору. Неожиданный ракурс, фрагментирующий пространство, живая игра бликов света и отражений, колеблющиеся серолиловые тени на оттаявшей земле и на снегу усиливают эффект непосредственности и свежести увиденной картины. Снег передан мазками белил, серо-лиловых и серо-желтых тонов, а в живописи ярко освещенных мест сочетание белил и серо-лиловых нюансов вызывает эффект мерцания розовых и желтоватых рефлексов. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 58.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: