Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне
1902
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Пастернак был первым иллюстратором романа „Воскресение“ и ряда других произведений писателя. В картине „Л. Н. Толстой с семьей в Ясной Поляне“ он создал полный проникновенности образ „великого старца“ в повседневной жизни. Свет настольной лампы выявляет часть гостиной усадебного дома и фигуры его обитателей – разбирает почту отца старшая его дочь, рядом уютно устроилась с шитьем жена писателя. Сам он сидит поодаль в удобной позе, внимательно слушая чтение. Его голова со знакомой окладистой бородой выразительно смотрится на фоне светлой стены. Картина строится на гармоничном единстве человека и эмоционально трактованной среды, воспринимаемой как духовный „портрет“ обитателей. Здесь сама фрагментарная композиция вызывает эффект „привычности“, многократной повторяемости ситуации, а динамичные, „струящиеся“ мазки пастели создают ощущение атмосферы духовности. Благодаря этому импрессионистический групповой портрет становится важным документом интеллектуальной жизни русского общества начала ХХ века. (В. К.) Русский портрет. XX век. СПб. 2001. С. 70.
Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – граф, писатель, член-корреспондент АН (1873), почетный академик (1900). (Е. К.) Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 49.
Два варианта «Л. Н. Толстой в семье» (оба – 1901, масло) и одноименная пастель (1902–1903) хранятся в Государственном музее Л. Н. Толстого, Москва; вариант «Л. Н. Толстой в кругу семьи» (масло) – в Музее Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург.
Изображены Лев Николаевич Толстой (1828–1910), его жена Софья Андреевна (1844–1919) и дочь Татьяна (1864–1950), в замужестве Сухотина.
Показать полный текстТворчество художника формировалось под воздействием философских идей Толстого. Художник отошел от традиции изображать писателя за письменным столом... Работа строится на гармоничном единстве человека и эмоционально трактованной среды.