Сирень
1906
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным «чувством семьи». От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. В течение всей жизни – в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях – с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей – Кирилла и Ирины. Многочисленны – от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года – изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел – его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 23.
Картина «Сирень» написана в усадьбе Павловское, где жила семья художника. В этой тяготеющей к жанру портрета картине сохранена прелесть первого впечатления и живописная легкость письма. Кустодиев использует расширенный фон, активно включая в композицию пейзаж. На фоне ярко освещенного солнцем дома и цветущей сирени художник с любовью и проникновением изображает фигуру молодой женщины с младенцем на руках. Мягкие линии силуэта, повышенная звучность цвета создают в картине атмосферу нарядной праздничности, а облик близкого человека перерастает в поэтический образ женщины-матери, всем своим существом связанной с цветущим миром природы. (Г. К.).
Изображены жена художника, Юлия Евстафьевна Кустодиева (урожденная Прошинская, 1880–1942), и дочь Ирина (1905–1981).
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 97.
Этюд к картине (1906) – НХМ РБ