Коллекция онлайн

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Эффект заката

1900-е


Метафорическим выражением вселенской сути небесных явлений стали и поздние „Закаты“ художника. Написанные с редкой цветовой экспрессией, они составляют целую сюиту. В отличие от передвижников, придававших важное значение „видовому“ началу, Куинджи часто прибегал к повтору и варьированию мотивов.

Продолжая разрабатывать необычную, начатую еще в „Вечере на Украине“ свето-цветовую систему, преображающую цветовую гамму пейзажа, Куинджи открывает на этом пути все новые возможности. При этом, стремясь приблизиться к силе цвета, существующего в природе, он ищет в закатах такие живописные отношения, в которых романтическое восприятие мира было бы одновременно и несомненной правдой, и поэтическим образом

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 24.

В последний период творчества Куинджи активно экспериментировал с красками, отличающимися интенсивностью цвета. Сохранившиеся произведения этюдного характера, такие как «Эффект заката» (Ж-6298) или «Закат над сосновым лесом» (ЖБ-461), открывали новые возможности использования декоративных свойств колорита в пейзаже. Начатые живописцем поиски в этом направлении были продолжены его учениками. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.

 

«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42)

 

 

Творческая мастерская "Цветная фантазия". Онлайн-курс «Я и картина» (3:53)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: