Автопортрет (На охоте)
1905
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Для Кустодиева была важна сама жизнь с ее радостями и увлечениями. В одном из автопортретов он предстает на охоте. Портрет был создан в сентябре месяце, и в нем великолепно передано лирическое ощущение осени. (В. Кн.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 20.
Эскиз портрета – ОР РНБ
Картина написана в усадьбе Павловское Костромской губернии. В первоначальном виде представляла собой портрет в рост, с собакой и охотничьими трофеями. Позднее нижняя часть холста автором обрезана.
Подобно другим русским мастерам начала ХХ века Кустодиев постоянно работал над автопортретами, что было и актом самосознания художника, и отражением постоянного его стремления совершенствовать свое ремесло. Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах («Мир искусства», «В «Тереме»»). Если ранним автопортретам свойственны прямодушие, открытость миру, веселость, порой – кокетливое любование собой, то в поздних преобладают строгость и внутренний драматизм. Лишь однажды, в холсте «На охоте» (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до «поясного». Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 24.
В живописи маслом новые тенденции сказались уже в холсте «Автопортрет. На охоте» (1905) с его строгой формой и выразительной игрой больших плоскостей цвета при тонкости нюансов в цветовом пятне. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 13.