Ранняя весна. Половодье
1868
- Холст, масло. 66,5 х 97,5
- Ж-7695
Пост. в 1962 из Ленинградского городского треста скупочно-комиссионной торговли
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Тема весны пронизывала все творчество Саврасова, и любой весенний мотив превращался под кистью художника в проникновенный образ начинающей оживать природы. Сочетание объективно-конкретного изображения с каким-то особо нежным, даже восторженным отношением к природе — одна из важнейших особенностей картин мастера.
В картине „Ранняя весна. Половодье“ самый невыигрышный мотив — деревья с изгибистыми голыми сучьями на небольших островках талой воды — превращается под кистью Саврасова в прочувствованный образ начинающей оживать, еще полной холода природы. Восхищение художника родной природой ощущается в экспрессивной живописной манере, в том, каким разнообразием красок отличается небо, бросающее зелено-
ватые и розоватые отблески на воду, как деликатно переданы тающий в дымке лесок и очертания дальнего берега реки. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 54-55.
Все возрастающее значение жанровой картины с остро выраженным критическим содержанием оказывает свое воздействие на молодых пейзажистов. Но это лишь одна и не главная линия, по которой шло становление новой русской пейзажной живописи шестидесятых годов. Исключительно важную роль сыграло в этом процессе творчество и педагогическая деятельность А. К. Саврасова, связанного узами творческой дружбы с Перовым и другими московскими художниками. Основоположник лирического пейзажа, прирожденный живописец и тонкий рисовальщик, обладавший даром поэтического проникновения в мир природы, он стремился интерпретировать ее жизнь широко и многообразно. Преодолевая присущий ранним работам романтизм, Саврасов в то же время по-новому переосмысляет его традиции, сохраняя от него, прежде всего, поэтичность восприятия натуры. <...> Основой творческих поисков Саврасова было все углубляющееся изучение натуры, но также играло роль обращение к опыту пейзажистов различных западноевропейских школ. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.