Коллекция онлайн

21 мая (2 июня) 1895, Нижний Новгород — 3 ноября 1959, Москва

Снимаются у фотографа

1932

  • Холст, масло. 148 x 111
  • Ж-8828

  • Пост. в 1972 от С. В. Разумовской, вдовы художника, Москва

  • Сведения о реставрации:

    Реставрация: Солдатенков Е.С. (1982)

Моряки, которых Богородский на флотском жаргоне называл «братишками», были главными персонажами его произведений. Служивший в годы гражданской войны комиссаром Военной волжско-донской флотилии, он неизменно ощущал себя частью их грубовато-романтического мира. Предпочитая «быть матросом в рядах художников», он даже свои статьи об искусстве в «Нижегородской коммуне» не без некоторого эпатажа подписывал «Матрос Богородский". В 1931 году он шесть месяцев провел на военных кораблях в Черном море, посетил Севастополь, Одессу, Батуми. «Это путешествие окончательно ставит меня на путь „морского живописца", и я уже не расстаюсь с мыслью посвятить все основные работы моему любимому Красному Флоту, моим задушевным морякам». Эти задушевные интонации воплотились и в картине «Снимаются у фотографа». Добродушно подшучивая над наивной серьезностью бравого матроса и его верной подруги, позирующих на фоне незамысловато экзотического пейзажа, художник в то же время вкладывает в их образы максимум симпатии и уважения. Возможно, матрос привел в фотоателье свою явно ожидающую ребенка жену перед далеким плаванием, и фотография будет согревать его суровое сердце в долгие дни разлуки. Созданные художником образы собирательны и не имеют конкретных прототипов, хотя в облике матроса порой усматривают черты автопортрета. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 228.

Семейный портрет в своем чистом виде в советское время испытывает кризис. Среди партийной и производственной элиты, которая могла бы стать заказчиком подобных произведений, представать публично в семейном окружении было не принято: вожди должны принадлежать всему народу. Зато получил развитие компромиссный жанр: семейный портрет-тип, где важна не личность, а типаж, представляющий свой социальный, профессиональный, культурный слой. Часто в таких работах обыгрывается сама ситуация позирования. Художники стилизуют или пародируют композиционные схемы старого портрета или фотографии. Семейства чинно располагаются в кадре-картине, простодушно стремятся предстать перед зрителем «в наилучшем виде». Фактура первоисточника предполагает облагораживающее состаривание или ретушь, сглаживающую дефекты натуры. Но в ходе вторичного портретирования художник волен подчеркнуть ее слишком характерные, конфликтующие с законами жанра черты: грубоватые лица, неказистые позы, крикливую нелепость предметной среды. Семью удалого матроса и его верной, подруги в духе эмблематических пар серпа и молота, меча и орала, можно охарактеризовать как союз пулеметных лент и кружевного фартука, иронически представляющих фронт и тыл революции. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 11-12.

 

Из воспоминаний Ф.С.Богородского о службе во флоте

Ранней весной 1916 года я был мобилизован и отправлен в Петроград на службу во флоте. Началась новая полоса в моей жизни. Я быстро привык к матросской среде, появились новые интересы, и я превратился в обыкновенного балтийского матроса, ничем не выделяющегося из тысячи других. Федор Богородский. Воспоминания художника. М, 1959. С. 96.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: