Коллекция онлайн

1883, Харьков – 1948, Москва

Портрет женщины в зеленом платье

1913

  • Холст, масло. 114,5 х 104
  • Ж-8909

  • Пост. в 1973 от Т. А. Шевченко, дочери художника, Москва


Изображена Шевченко (урожденная Псищева) Надежда Сергеевна (1881–1913) – сокурсница художника по Строгановскому училищу, жена художника. // Алиса Любимова. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 133.

Значительную роль в формировании Александра Шевченко как художника сыграло его сближение с группой Ларионова и Гончаровой. Активное участие в совместных выставках, теоретическое осмысление новых художественных явлений и наследия старых мастеров позволили молодому живописцу не затеряться среди современников. Хотя отчетливо видно, какую важную роль в выработке собственного стиля сыграло творчество Сезанна, Шевченко не стал его подражателем. Внимательное изучение восточных примитивов, русского лубка, вывески, опыта кубистов помогло художнику создать свой мир.

«Портрет женщины в зеленом платье» – портрет жены, Надежды Сергеевны, был написан в 1913 году, незадолго до ее смерти. Драматизм образа заложен в пластической форме. В картине колорит настраивает на тревожное состояние, черная шаль, окутывающая всю фигуру, приобретает траурное звучание. Композиционное построение дополняет ощущение дисгармонии. Ракурс сидящей фигуры, взятой крупномасштабно по отношению к интерьеру, вздыбленный пол, острые углы стола, прорезающие пространство, и угол комнаты – все здесь в движении, все сдвинуто. Красноречивым дополнением домашнему миру тяжело болеющей женщины служит натюрморт из трех предметов на самом краю стола. На этом фоне спокойное, с легкой улыбкой лицо, воспринимается словно по контрасту.

Условными средствами, живописным языком Шевченко выразил скорбь и тревогу, нежное отношение к близкому человеку и предчувствие беды, смог достичь большой эмоциональности.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: