Коллекция онлайн

1878, Саратов – 1968, Москва

Под Саратовом

1896


Художник родился в Саратове. Позже он напишет: «Природа, в которой я воспитывался, подсказала мне ясность живописи, форма ее диктовала цветовые изменения»*. Там же формировался свойственный только ему взгляд на мир, отразившийся в сериях его «заволжских» произведений, о чем он сообщает в очерке «От Саратова до Бухары»: «Против города Саратова <…> раскрывается громадное воздушно-степное пространство, не мешающее мысли и взгляду человека пролетать бесконечные дали, нестись к горизонтам, утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания»**. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 5-6.

* Советские художники. Т. 1. М., 1937. С. 141.
**. Павел Кузнецов. М., 2015. С. 8.

В Саратове с 1880-х существовало Общество любителей изящных искусств, а при нем Студия живописи и рисования. Тринадцати лет Павел Кузнецов пришел в Студию, где вели занятия «чистяковец» Василий Коновалов и Гектор Сальвини-Баракки. По словам художника, они прививали не только технические познания, но и развивали способность к самостоятельному творчеству и художественному вдохновению*. Там он учился в 1891–1896 годах, подружился с Александром Матвеевым, Петром Уткиным и Кузьмой Петровым-Водкиным. Сохранились выдержанные в гармонии серебристо-серых тонов этюды «Вечер под Саратовом» (1893, ГРМ, Ж-9278), в котором ощутим интерес юноши к беспредельным пространствам степей, и «Под Саратовом» (1896, ГРМ, Ж-9277), где умелым обобщением деталей достигнута цельность образа. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 6.

* Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1965–1970. Т. 7. С. 469.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: