Портрет жены
1934
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
«Портрет жены» – работа, созданная Малевичем за год до смерти. Последний, завершающий этап творчества художника было бы неверным сопоставлять только с экспансией социалистического реализма в советском искусстве. В работах этого времени «реализм» присутствует как результат освоения традиций мировой классики, как сумма выводов, инспирировавших собственные пластические искания. «Портрет жены» проникнут пессимистическими настроениями. Наталья Манченко изображена в статичной позе; ее лицо безучастно и выражает апатию, усталость. Эти настроения усиливает глухой, непроницаемый фон портрета, который одновременно подчеркивает скульптурную лепку объемов. Малевич облачает жену в платье, которое можно назвать современным, тем более что оно дополняется супрематическим рисунком, и, одновременно, отдаленно напоминающим одеяния женщин эпохи Возрождения. Модель – абсолютно конкретна, однако и здесь Малевич остается верным себе, создав образ, выходящий за рамки характеристики индивидуальности, поскольку он рождался в воображении художника, наделенного способностью в единичном видеть общее, в образе конкретного человека – образ эпохи. (О. Ш.).
Изображена Манченко (в замужестве Малевич) Наталья Андреевна (1902–1990) – третья жена художника.
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 219.