Коллекция онлайн

1879, Киев – 1935, Ленинград

Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский)

1932

  • Холст, масло. 64 х 55
  • Ж-9402

  • Пост. в 1936 от наследников, Ленинград, передана в 1977 через МК СССР


Большинство портретов, написанных Малевичем в начале 1930-х годов, апеллируют к ренессансной художественной системе. Однако это определение условно. Поскольку спектр традиций, которые включаются Малевичем в процесс переосмысления, своего рода «извлечения корней», — значительно шире. «Портрет ударника» представляет собой симбиоз передвижничества, импрессионизма и фовизма. Малевич изображает строгое, волевое лицо, подчеркивает открытый, «колючий» взгляд модели, которая узнается и в других портретах художника 1930-х годов, однако портретность в ее обычном смысле, как и раньше, не является целью Малевича. Обращает внимание диссонирующая неслитность фона и собственно портрета: написанный в свободной, импрессионистической манере заводской пейзаж является неким «атрибутом» к образу рабочего, исполненного в манере более законченной и в совершенно иных, землистых тонах. Можно предположить, что в отношении «Портрета ударника», как и в отношении еще нескольких произведений художника этого времени, правомерно говорить о некоторых отступлениях в угоду официальному стилю, тем более что именно в 1932 Малевичу предстояло участие в большой выставке «Художники РСФСР за ХV лет». (О. Ш.).  Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 213.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: