Коллекция онлайн

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Море. Крым

1898

  • Холст, масло. 40 х 54
  • Ж-1516

  • Пост.: 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград


Наследие Куинджи, составляющее более 500 произведений, во многом состоит из небольших этюдов и эскизов. Этюд «Море. Крым» написан на берегу Черного моря возле местечка Кикенеиз, где художник приобрел участок земли, спускавшийся к морю. Куинджи предполагал построить здесь вместительный дом с мастерской и библиотекой, куда бы могли приезжать его ученики. Художник любил работать в Крыму, писать облака, воду, песчаные берега при разных погодных условиях, изучая световоздушную среду и движение воздушных потоков. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 200.

Архипу Куинджи было в высшей степени свойственно благоговейное отношение к природе, внутреннюю жизнь которой он стремился как можно глубже и вернее постичь. В работе ощущается уникальность философского мировосприятия художника, его своеобразное романтическое понимание природы. Южный берег Крыма — один из любимых уголков Куинджи. Здесь он обосновывался «всерьез и надолго», приобретя в собственность несколько земельных участков. Сюда он вывозил своих учеников на пленэр, здесь много писал сам. Отсюда в 1910 его увезли умирать в Петербург. Работа мастера крымского периода открывает зрителю «кудесника цвета», кропотливого исследователя пульсации воздушного пространства, мастера тонких градаций световых горизонтов.

Увлекаясь цветовой изменчивостью озаренной ярким солнечным светом морской стихии, Куинджи в некоторых работах берет цвет в полную силу. В пейзаже «Море. Крым» (1890-е) чистая синева морского простора, лазурь светлого неба, включая и желтизну берега с одиноким репейником, составляют звучный аккорд, который вносит приподнятое романтическое начало в созданный художником образ. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.18.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: