Коллекция онлайн

1875, Муром, Владимирская губ. — 1941, Муром, Владимирская обл.

Портрет В. А. Щуко

1902


Щуко Владимир Алексеевич (1878–1939) — архитектор, театральный художник; педагог; видный мастер петербургской неоклассики 1910-х, один из создателей сталинской архитектуры. Учился на архитектурном отделении ВХУ при ИАХ (1896–1904, мастерская Л. Н. Бенуа). Один из учредителей Музея старого Петербурга (1907). Получив звание академика архитектуры (1911), стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов. Руководил классом композиции в ОПХ, возглавлял Женские архитектурные курсы (c 1913), преподавал в собственной мастерской. В числе учеников — его будущий постоянный соавтор В. Г. Гельфрейх. После революции работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе. Автор проекта (совместно с Г. Н. Голубевым) пропилеев Смольного (1924). По проектам Щуко и Гельфрейха построены: здание Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (1928–1958), Академический театр драмы им. М. Горького в Ростове-на-Дону (1932–1936, разрушен в 1943, восстановлен в 1963), Большой Каменный мост в Москве (1938), Мацестинский виадук в Сочи (1938), Вокзал юго-западных дорог в Киеве, Дом правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932), Главный павильон ВСХВ (1939) и другие. Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике (скульптор С. А. Евсеев) перед Финляндским вокзалом в Ленинграде (1926).

Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 164.

Известный картинами о Древней Руси, Куликов еще в годы учебы в Академии художеств зарекомендовал себя как талантливый портретист. Его и Б. М. Кустодиева И. Е. Репин привлек к созданию группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Именно в это время Куликовым был написан портрет Щуко, соученика по Академии, вскоре видного зодчего-неоклассика. Чуть наклонив голову, молодой человек внимательно и умно смотрит сквозь пенсне. Он кажется старше своих двадцати четырех лет. Полна непосредственности и энергии его поза. Красное пятно цветка в петлице, белизна воротничка и манжета подчеркивают строгое изящество облика модели. Широко и элегантно, опуская второстепенное, художник пишет фигуру в черном, вписывает ее в глубокий черно-коричневый фон, «разыгрывая» богатую гамму серо-черных и золотистых тонов. Картина принадлежит к лучшим образцам психологического портрета репинской школы. В 1902 году за этот холст и жанр «В крестьянской избе» Куликов был удостоен Большой Золотой медали, звания художника, а также пенсионерской поездки в Италию и Францию (1903–1905). (В. К.) Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 9.

Щуко Владимир Алексеевич (1878–1939) –архитектор, театральный художник. Академик архитектуры (1911). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: