Коллекция онлайн

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Негритянка

Конец 1875 — начало 1876

  • Холст, масло. 115 х 93
  • Ж-4081

  • Пост.: в 1938 из Ленинградской закупочной комиссии (собрание Н. Г. Иванова)


В 1873 году Репин в качестве пенсионера ИАХ отправился в заграничную командировку в Париж, где внимательно изучал творчество великих реалистов прошлого. К этому периоду относится картина "Негритянка".

В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни (1838–1874) – одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства. Репин познакомился с произведениями Фортуни в 1873 в Риме, затем через два года на его посмертной выставке в Париже был восхищен присущими ему "недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света". Образ негритянки навеян, возможно, африканскими этюдами Фортуни.

Репин создает выразительный, одухотворенный портрет, трактованный без какого-либо нарочитого любования экзотикой. Художнику удалось выявить благородное соотношение приглушенных красочных тонов и добиться тончайших цветовых нюансов, данных в единой теплой гамме. Настоящее мастерство он проявил в изображении мерцающих золотых украшений, переливающейся ткани, поблескивающего кальяна. Весьма разнообразны его живописные приемы – от гладкого письма лица до сравнительно широких пастозных мазков, которыми исполнены аксессуары.

Весной 1876 Репин демонстрировал картину на выставке парижского Салона. Проданная затем неизвестному частному лицу, работа почти полвека оставалась в полном забвении. Лишь в 1938 она была приобретена Русским музеем и включена в постоянную экспозицию. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: