Коллекция онлайн

1860, село Кибарты, Литва – 1900, Москва

Озеро

1899–1900

  • Холст, масло. 149 x 208
  • Ж-4262

  • Пост. в 1901 с посмертной выставки произведений И. И. Левитана

  • Сведения о реставрации:

    Реставрация: Бриндаров А.Б.

В 1901 году в Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка Левитана. После ухода художника из жизни оставались десятки его неоконченных картин и сотни этюдов. Среди произведений, впервые представленных публике, центральное место занимало последнее крупноформатное полотно «Озеро (Русь)» (1899–1900, Ж-4262). Картину, которую сам художник считал неоконченной, нередко называют «лебединой песней» Левитана. Она стала воплощением творческих возможностей мастера и своеобразным завещанием будущим поколениям. Глубоко символично, что произведение имело первоначальное авторское название «Русь». Художник старался создать собирательный пейзажный образ своей родины. Серьезность намерений подчеркивал даже выбранный размер холста, с которым могут сравниться лишь форматы картин «У омута» и «Над вечным покоем» (ГТГ). В произведении «Озеро» пейзажисту удалось соединить эпическую величавость с простым и описательным мотивом. Вслед за необыкновенно поэтичными формами удаляющихся облаков зрительно погружаешься в широкие просторы озера, на отдаленных холмах видишь контуры пашен, ясные силуэты деревенских построек и белых церквей, затем невольно обращаешь внимание на кувшинки и тростники ближнего плана. Все это типично для отечественного деревенского пейзажа. Подобные виды неоднократно открывались перед взором Левитана, так любившего охоту и рыбную ловлю.

За все прошедшие годы художник будто накапливал необходимый натурный материал. Существует около десяти эскизов и этюдов, предшествовавших появлению произведения. Мотив озера в них несколько прямолинеен в образном решении. Картина «Озеро», напротив, многогранна в своем содержании и выступает как некий «психологический портрет» озерного ландшафта. Ощущения бесконечности и камерности, движения и покоя, печали и радости сменяют друг друга на этом полотне. Но в борьбе рождающихся чувств все-таки побеждает жизнеутверждающее настроение. Здесь не остается и следа от исполненных безнадежности взглядов пейзажиста на окружающий мир. Торжество воздуха и света, смелая фактурная лепка форм, звонкая палитра чистых цветов создают впечатление свободы и светлой надежды. Такой пейзаж нельзя не любить, тем более, если эта любовь — откровение одного из самых взыскательных и беспокойных знатоков русской природы — Исаака Ильича Левитана. Сергей Кривонденченков. «Пейзаж, завещанный И. И. Левитаном » // Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2009. С. 21.


Последнее полотно художника — всеобъемлющий итог многолетней работы над картиной «Русь», для которой автор писал много этюдов и эскизов в различных местах средней полосы России. «Озеро» — собирательный образ русской природы, величавой, привольной и согретой любовью художника. Искусно скомпонованная композиция кажется написанной непосредственно с натуры. Свободная и широкая, артистически изысканная живопись позволяет сохранить в картине свежесть первого впечатления. Сопоставление больших пространств неба и воды поддержано мощными цветовыми аккордами.

Безвременная кончина не позволила автору закончить свой труд, но полотно стало одним из лучших его произведений.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: