Портрет княгини Ольги Орловой
1911
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872– 1923) – жена генерал-майора князя В. Н. Орлова, начальника Военно-походной канцелярии.
Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Дмитрий Левицкий и Карл Брюллов. Его модель – Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских-Белозерских, была женой приближенного Николая ІІ. Гордая и несколько ограниченная, она не была красива, но отличалась той особой породистостью, что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы – говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. Портрет писался с большими перерывами в 1910– 1911. Княгиня изображена в фамильном доме на набережной Мойки. Все в этом произведении: мудрая, полная динамики композиция, сдержанный и благородный колорит, острый силуэт фигуры и жест холеной руки, само «эмалевое» письмо – служит психологической характеристике модели с высокомерным и одновременно мечтательным выражением глаз – яркой представительницы русского и европейского высшего света в канун первой мировой войны. Как и портрет Иды Рубинштейн, эта картина с большим успехом экспонировалась в персональном зале Серова на Всемирной выставке 1911 в Риме. Владимир Круглов // Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 82.
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. Онлайн-экскурсия Е.В.Станкевич