Портрет княгини З. Н. Юсуповой
1902
- Холст, масло. 181,5 x 133
- Ж-4307
Пост.: 1925 из Юсуповского дворца-музея, Ленинград; ранее – собрание князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Произведение принадлежит к числу прославленных образцов парадного портрета кисти Серова, в 1890-х обратившегося к этой некогда имевшей богатые традиции сфере живописи. Картина входит в цикл изображений семьи Юсуповых, созданный художником в самом начале ХХ века. Облик и душевные качества княгини Зинаиды Николаевны, хозяйки дома, вдохновили мастера на ряд работ карандашом и кистью, лучшая из них – портрет из собрания ГРМ. Последняя представительница древнего аристократического рода изображена в среде ее славившегося вкусом и богатством дома в Архангельском под Москвой. У модели, очаровавшей Серова умом и естественностью, светски доброжелательное выражение лица и лучистые серые глаза, изящная, полная непосредственности и движения поза, грациозный наклон головы, которым, кажется, вторят ритмы очертаний форм, наполняющих пространство. Благородство облика дамы подчеркивают и изысканный золотисто-розовый колорит, обостренный пятнами темнозеленого и черного, и сама эмалевая фактура письма. Серьезная по своей концепции, мастерски написанная, лишенная «шика», свойственного светским портретам популярных в те годы Д. Сарджента, Д. Больдини и А. Цорна, картина Серова была новым шагом в развитии традиций отечественного парадного портрета ХVIII – начала ХIХ столетий. (В. К.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 83.
Юсупова Зинаида Николаевна (1861–1939) – дочь гофмейстера князя Н. Б. Юсупова и княгини Т. А. Юсуповой, жена князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, придворная дама двух последних русских императоров. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 83.
В Русском музее хранится целый цикл портретов членов семьи Юсуповых, в том числе портрет Ф. Ф. Юсупова-старшего (на коне), портрет Ф. Ф. Юсупова-младшего (с бульдогом), портрет Н. Ф. Юсупова. Но самым известным является портрет З. Н. Юсуповой.
Валентин Серов строит картину на созвучии мягких круглящихся линий. Гибкое движение фигуры княгини, мягкий изгиб дивана и рам, висящих на стене картин — такой линейный ритм передает атмосферу уюта, подчеркивает нежную женственность облика Юсуповой. Этому же способствует и утонченность колорита, где сквозь серые просвечивают розово-жемчужные тона. Платье княгини написано широко, свободно, а ее красивое, с серо-голубыми глазами лицо – бережно, легким незаметным движение кисти. Серову Зинаида Николаевна была симпатична. В одном из писем он говорит: "Славная княгиня, ее все хвалят очень. Да и правда, в ней есть что-то такое, хорошее. <….> Кажется она вообще понимающая".
Зинаида Николаевна Юсупова (1861, Санкт-Петербург, — 1939, Париж) — княгиня, последняя из рода Юсуповых, наследница огромного состояния, придворная дама двух последних русских императоров. Дочь гофмейстера князя Николая Борисовича Юсупова и княгини Татьяны Александровны (урожд. Рибопьер). Последняя владелица подмосковной усадьбы Архангельское. Весной 1882 года вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Дети — Николай (1883—1908), рано погибший на дуэли, и Феликс (1887—1967), один из участников убийства Распутина. Много времени, сил и средств княгиня Юсупова тратила на благотворительную деятельность. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны княгиня была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых. Являясь членом комитета по устройству Музея изящных искусств в Москве, она пожертвовала средства и предметы искусства на создание греко-римского зала, носившего впоследствии её имя. Оказавшись в эмиграции после Октябрьской революции, Юсупова жила в Риме и продолжила заниматься благотворительностью, стараясь облегчить другим выход на новую дорогу. При её содействии были созданы бюро прииска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. После смерти мужа переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году.