Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова
1912
- Холст, золотая краска, клеевая краска, гуашь, пастель, серебряная фольга. 211,5 × 139,5
- Ж-4345
Пост. в 1912 от автора-
Сведения о реставрации:
Реставратор:: Бернякович К.В.
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Шаляпин Федор Иванович (1873–1938) — певец (бас), артист оперы, режиссер, художник. Народный артист Республики (1918). Камерный певец. С 1922 жил за рубежом. Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 28.
Постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» была осуществлена на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1911 году В. Э. Мейерхольдом. Заглавную роль исполнил Шаляпин. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова» величественен и монументален. Это портрет-зрелище, разворачивающееся на фоне театрального занавеса. На полотне — напряженный, психологически насыщенный, полный драматизма образ царя Бориса. Шаляпин был в восхищении от увиденной работы, а сам художник писал в воспоминаниях: «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина». Г. К. Кречина // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 83.
Специфика театрального портрета, фиксирующая результат преображения, близка мирискусническим идеям о трансформации и театрализации действительности. Головинский Шаляпин величествен и монументален. Это портрет-зрелище, разворачивающееся на фоне театрального занавеса. Роскошное облачение Шаляпина-Бориса занимает большую часть холста, что, однако, не мешает яркой выразительности лица изображаемого. Образ предстает напряженным, психологически насыщенным, полным драматизма. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 251.
Художник, известный как крупнейший мастер театрально-декорационного искусства, создал целый ряд своеобразных театральных портретов. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) — в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна.
Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Мусоргского в Мариинском театре (1912). Шаляпин предстает на фоне тяжелого занавеса в образе величественного и властного царя Бориса. Артист позировал сразу же после спектакля в гриме и костюме — коронационном царском наряде, который был выполнен по эскизам автора портрета. Виртуозно переданы блеск драгоценных камней, мерцание тяжелой золотой парчи, для чего художник приклеивал к живописной поверхности кусочки блестящей фольги.
Показать полный текстПо свидетельству П. И. Нерадовского, портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова был заказан Головину специально для Русского музея товарищем управляющего музеем графом Д. И. Толстым.
Царь Борис Годунов (1552–1605) — фактический правитель Московского государства при Федоре Иоанновиче. В 1598 году был избран Земским собором и венчан на царство. Нелегитимность власти Годунова, неурожаи и голод 1603 года, вызвавший в том же году восстание под руководством атамана Хлопка на западных границах России, нарастание социальной напряженности внутри русского общества привели к началу Смуты и выступлению Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев) в союзе с поляками. Годунов умер 13 апреля 1605 года и был похоронен в Архангельском соборе, однако после мятежа в Москве, спровоцированного в начале июня Лжедмитрием I, его тело перезахоронили без отпевания в Варсонофьевском монастыре на Лубянке. Виктория Борисенко // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 124.
Головин создал серию портретов знаменитого оперного певца. В этих работах художник одновременно передавал облик артиста и образ создаваемой им роли. Как отмечают театралы, в портретах Головина ярко выражен момент действия, что дает возможность представить звучащую в данный период на сцене музыкальную фразу. «Портрет Ф. Шаляпина в роли Годунова» — величествен и монументален. Это портрет-зрелище, разворачивающееся на фоне театрального занавеса. Роскошное, расшитое драгоценными камнями и золотой нитью царское облачение Шаляпина–Бориса занимает большую часть живописного пространства, однако это не мешает восприятию яркой выразительности лица изображенного. Оно не растворяется в потоке декоративных форм, а, отчетливо проявляясь, как бы завершает композицию. На полотне предстает напряженный, психологически насыщенный, полный драматизма образ царя Бориса. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», — писал мастер в своих воспоминаниях. Галина Кречина // Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 125.
Портрет фиксирует результат перевоплощения знаменитого певца Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) в образ третьего царя всея Руси Бориса Федоровича Годунова. Монументальный портрет, заказанный специально для Русского музея императора Александра III, удивительно точно передает сильный и трагически напряженный характер роли и, одновременно, огромное дарование и мастерство артиста, бывшего в восторге от созданного художником изображения. Галина Кречина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 352.