Две девки
1910-е
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Изображенные на картине задорные и удалые бабы — яркий крестьянский типаж, визуальное воплощение физической мощи, темперамента, народного понимания красоты. Исключительная поглощенность этими образами вытеснила из сферы интересов собственно портретный жанр, с которым связано начало творческого пути живописца.
Моделями большинства полотен художника в то время были крестьянки села Аксиньино под Рязанью, где он построил себе большую мастерскую. Мажорный, яркий, огненный колорит играет решающую роль в создании эмоционального строя картины. По мнению М. А. Врубеля, восхищавшегося широтой письма и самобытностью работ художника, он обладал редким даром «натиска и восторга», вдохновенной напряженностью мироощущения.
Платки, косынки и шали — важная часть девичьего и женского костюма. Обычай покрывать голову тканью, полотном поверх головного убора появился у славян в древнейшие времена. Появиться на людях с непокрытой головой или хотя бы показать прядь волос было самым большим позором для замужней женщины. Общеславянская архаичная форма головного убора — убрус или головное полотенце, известная с XI века по фрескам и книжным миниатюрам, долго сохранялась в женском костюме. С течением времени на смену домотканым полотенцам пришли мануфактурные изделия.
Фабричные платки и шали бытовали в крестьянской среде в качестве дополнения головного убора или самостоятельного украшения как повседневного, так и праздничного наряда.
В сундуке каждой женщины, независимо от сословия и достатка, всегда хранились несколько платков, предназначенных на все случаи жизни. Эти прекрасные образцы русской текстильной промышленности вошли как неотъемлемая часть в комплекс народной одежды второй половины XIX — начала ХХ века. Красочные наряды крестьянок и купчих, дополненные яркими платками и шалями, запечатлены на полотнах Малявина, Рябушкина, Кустодиева, Нестерова и других художников.
Шали появились в России в конце XVIII — начале ХIХ столетий в аристократической среде как дополнение к изящному ампирному наряду. Изначально их привозили из Европы, позже, в 30-х годах XIX века начали выпускать свои изделия отечественные мануфактуры.
Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С. 190.