Коллекция онлайн

1869, с. Казанка Самарской губ. – 1940, Ницца, Франция

Две девки

1910-е

  • Холст, масло. 143 × 106
  • Ж-4363

  • Пост. в 1920 из собр. А.А.Коровина


Изображенные на картине задорные и удалые бабы — яркий крестьянский типаж, визуальное воплощение физической мощи, темперамента, народного понимания красоты. Исключительная поглощенность этими образами вытеснила из сферы интересов собственно портретный жанр, с которым связано начало творческого пути живописца.

Моделями большинства полотен художника в то время были крестьянки села Аксиньино под Рязанью, где он построил себе большую мастерскую. Мажорный, яркий, огненный колорит играет решающую роль в создании эмоционального строя картины. По мнению М.А. Врубеля, восхищавшегося широтой письма и самобытностью работ художника, он обладал редким даром "натиска и восторга", вдохновенной напряженностью мироощущения.

_____________________________________

Платки, косынки и шали — важная часть девичьего и женского костюма. Обычай покрывать голову тканью, полотном поверх головного убора появился у славян в древнейшие времена. Появиться на людях с непокрытой головой или хотя бы показать прядь волос было самым большим позором для замужней женщины. Общеславянская архаичная форма головного убора — убрус или головное полотенце, известная с XI века по фрескам и книжным миниатюрам, долго сохранялась в женском костюме. С течением времени на смену домотканым полотенцам пришли мануфактурные изделия.

Фабричные платки и шали бытовали в крестьянской среде в качестве дополнения головного убора или самостоятельного украшения как повседневного, так и праздничного наряда.

В сундуке каждой женщины, независимо от сословия и достатка, всегда хранились несколько платков, предназначенных на все случаи жизни. Эти прекрасные образцы русской текстильной промышленности вошли как неотъемлемая часть в комплекс народной одежды второй половины XIX — начала ХХ века. Красочные наряды крестьянок и купчих, дополненные яркими платками и шалями, запечатлены на полотнах Малявина, Рябушкина, Кустодиева, Нестерова и других художников.

Шали появились в России в конце XVIII — начале ХIХ столетий в аристократической среде как дополнение к изящному ампирному наряду. Изначально их привозили из Европы, позже, в 30-х годах XIX века начали выпускать свои изделия отечественные мануфактуры. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 190.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: