Коллекция онлайн

1830, Москва – 1897, Москва

Закат над болотом

1871


В картине Саврасова «Закат над болотом» образ природы проникнут печальным настроением догорающего сумрачного вечера. Художник хорошо передал очертания и движение низко проплывающих влажных облаков и клубящегося вдали тумана, многочисленные отблески заката на облаках и в воде, сочетание их с чистым желтовато-зеленым свечением проглядывающего кое-где вечернего неба. Все разнообразие тонов естественно и органично объединено здесь в спокойной синеватой гамме, прекрасно передающей характер освещения поздних сумерек.

Умение передавать на холсте тонкие градации цвета помогало создавать лирические художественные образы, казалось бы, бессодержательных мотивов национальной природы. Характерными примерами гармоничного использования тональных переходов живописи могут служить «Утро» (Ж-4110) Федора Васильева и «Закат над болотом» (Ж-5979) Алексея Саврасова, который в качестве педагога сыграл важную роль в становлении московской пейзажной школы и всегда оставался верен принципу первостепенной роли световоздушной среды в изображении природы. Даже при передаче редкого природного явления в картине «Радуга» (Ж-4114) художник добивается естественного впечатления, будто растворяя спектральные цвета в пространстве. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: