Коллекция онлайн

12 (24) мая 1830, Москва — 1897, Москва

Закат над болотом

1871


В картине Саврасова «Закат над болотом» образ природы проникнут печальным настроением догорающего сумрачного вечера. Художник хорошо передал очертания и движение низко проплывающих влажных облаков и клубящегося вдали тумана, многочисленные отблески заката на облаках и в воде, сочетание их с чистым желтовато-зеленым свечением проглядывающего кое-где вечернего неба. Все разнообразие тонов естественно и органично объединено здесь в спокойной синеватой гамме, прекрасно передающей характер освещения поздних сумерек.

Умение передавать на холсте тонкие градации цвета помогало создавать лирические художественные образы, казалось бы, бессодержательных мотивов национальной природы. Характерными примерами гармоничного использования тональных переходов живописи могут служить «Утро» Федора Васильева и «Закат над болотом» Алексея Саврасова, который в качестве педагога сыграл важную роль в становлении московской пейзажной школы и всегда оставался верен принципу первостепенной роли световоздушной среды в изображении природы. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9.

Романтизация образа <...> присутствует в картине «Закат над болотом» (1871), где передано царящее в природе и в душе человека беспокойное ожидание, когда вот-вот за набегающими рваными облаками погаснет последний блик солнца, свет которого тревожной полосой разлился у горизонта, и всю природу охватят сумерки. Особая роль в эмоциональном звучании образа отводится (как это часто бывает у Саврасова) небу, еще полному трепетного света, вспышки которого вспарывают синевато-сизую мглу. Художник оставляет человека наедине с природой, как бы приглашая к раздумью и сопереживанию. И. Н. Шувалова. Вступительная статья к альбому // Алексей Кондратьевич Саврасов. СПб, 2006. С. 8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: