Беженка
1916
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
События Первой мировой войны привели к появлению массовой волны беженцев. В числе беженцев из Латвии был Александр Древин, весной 1915 года прибывший в Москву. Он быстро влился в столичную жизнь, вступил в объединение «Бубновый валет», участвовал в благотворительных выставках. Потрясенный увиденным горем и страданиями, которые обрушила на людей война, художник понял, какой мощной силой может и должно стать искусство, как много чувств и впечатлений, непередаваемых словами, может оно воплотить.
В 1915–1917 годах Древин создал серию картин «Беженки». В работе 1916 года образ переселенки лишен какой-либо натурной детализации, доведен до лаконичной выразительности знака. Фигура и черты ее лица крайне упрощены, приближены к геометризму. Словно с утратой отечества женщина потеряла свою индивидуальность, забыла свое имя. Беженка поймана в капкан чужого и враждебного по отношению к ней города. Улица замыкается за ее спиной глухой серой стеной, кругом безлюдье, ни одна дверь не откроется, ни один дом не приютит. Состояние потерянности и безысходности подчеркнуто аскетизмом цветовых созвучий (коричных, охристых, холодных синих, серо-голубых), передающих чувства человека с оборванными корнями, неприкаянного, никому не нужного, без крыши над головой – человека, для которого исчезло многоцветие солнечного мира и вселенная погрузилась в сумрак.