Музей художественной культуры (МХК)
Музей художественной культуры (МХК) создан в Петрограде в бывшем доме семьи Мятлевых на Исаакиевской площади в 1919 году. Открыт для публики в 1921 году. В 1926 году МХК был закрыт, а его коллекции переданы в ГРМ.
МХК сыграл важную роль в собирании, изучении и пропаганде произведений новейшего искусства, в активизации художественных поисков. Его опыт, сама организационная структура послужили примером в устройстве музеев современного искусства по всему миру. В.Ф.Круглов. Живопись «Бубнового валета» в собрании Русского музея // Бубновый валет. СПб. 2004. С. 35.
Концепция будущего МХК была сформирована совместными усилиями В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кандинского, П. Н. Филонова, А. М. Родченко и Н. Н. Пунина. В феврале 1919 года она была утверждена участниками музейной конференции в Петрограде. Там же.
За несколько месяцев до этого на совместном заседании закупочной комиссии и комиссии по организации Музея живописной культуры (МЖК) были избраны люди, которым поручалась покупка картин для музея в Москве и Петрограде. Малевич зачитал список имен художников, чьи работы должны быть представлены в МЖК. Им были оглашены и принципы комплектования: „В первую голову надо покупать самое последнее, что есть в искусстве, отходя до «Бубнового валета» включительно: все беспредметное творчество, футуризм, кубизм и произведения, объединенные названием «Бубновый валет»“3 . В 1918 году закупки работ современного искусства начал отдел ИЗО Наркомпроса по списку, утвержденному А. В. Луначарским, а с октября 1919 года приобретениями занималось Музейное бюро, комплектовавшее и петроградский МХК. В 1920 году из Москвы были получены картины Гончаровой, Кончаловского, Куприна, Ларионова, Лентулова, Машкова, Моргунова, Поповой, Рождественского, Татлина, Удальцовой, Фалька, в 1921 году – холсты Малевича и Экстер, а в 1922 году – 62 полотна, в том числе работы Гончаровой, Машкова, Розановой, Фалька и Шевченко4 . Еще 22 произведения (Гончаровой, Ларионова, Ле Дантю, Малевича, Рождественского, Федорова), до этого в плохих условиях хранившиеся в Витебской художественной школе, привезла в МХК В. М. Ермолаева. Там же.






























