Коллекция онлайн

Род. 1937, Москва

Борьба света и тьмы

1962


В экспериментальном XX веке живописцами периодически предпринимались попытки сделать «одушевленными» независимые от человека движущие силы природы, используя ассоциативный художественный язык. Одним из первых таких примеров стало произведение «Приход весны и лета» (Ж-11890) «отца русского футуризма» Давида Бурлюка.

Направленное в будущее искусство Бурлюка, одним из первых обратившегося к художественному приему коллажа, вновь стало актуальным в изображении природы через много десятков лет. Скрытую энергию явления июньского солнцестояния пытался передать Николай Сажин в композиции «Солоноворот летний» (ЖС-835). Этот момент в циклической жизни солнца издревле связывался с расцветом природы в день Ивана Купалы.

Вечное движение в природе происходит через конфликт и борьбу света и тьмы («Борьба света и тьмы», Виталий Кубасов; ЖС-748). Подразумевая под этим борьбу добра со злом, художники разных эпох несли людям надежду, что победит живительная сила «света» («Свет, свет, свет…», Михаил Кулаков; ЖС-1505). Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 13-14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: