Коллекция Государственного Русского музея

1902, Москва – 1947, Москва

Портрет К. С. Станиславского

1933

  • Холст, масло. 130,2 х 175,5
  • ЖС-1309

  • Пост. в 1934 из Всекохудожника


В конце 1920-х годов среди других молодых художников на Mалую сцену МХАТа и в Оперную студию при нем был приглашен и выпускник ВХУТЕМАСа Петр Вильямс. 1930– 1934 – годы становления Вильямса как театрального художника. В это время он оформлял на мхатовских сценах разные спектакли, которые принимались Станиславским. Смелость оформления спектаклей Вильямсом нравилась Станиславскому, и к своему последнему большому постановочному эксперименту («Тартюф» Мольера, 1938) он привлекает именно Вильямса. В процессе работы над оформлением спектаклей художник посещал репетиции, знакомился с творческой работой актеров и режиссеров. В создании художественного образа, воплощении характеров действующих лиц помогали художнику станковые портреты. Вильямс писал многих актеров МХАТа. Под впечатлением от общения со Станиславским был выполнен и его портрет. Композиционно образ режиссера словно отстранен от сцены: изображен момент «прогона спектакля», когда основная работа сделана и остается внести последние штрихи по замечаниям великого мастера. Примечательно, что на сцене угадываются герои чеховской «Чайки», спектакля, прославившего МХАТ и ставшего его эмблемой. (А. Н.).

Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863–1938) – режиссер, актер, педагог, теоретик театра, основатель (вместе с В. И. Немировичем-Данченко) и руководитель МХТ (с 1898). Народный артист СССР (1936).

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 233.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: