Портрет К. С. Станиславского
1933
- Экспонирование Михайловский замок, Зал 209. Помещение лейб-гвардии Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В конце 1920-х годов среди других молодых художников на Mалую сцену МХАТа и в Оперную студию при нем был приглашен и выпускник ВХУТЕМАСа Петр Вильямс. 1930– 1934 – годы становления Вильямса как театрального художника. В это время он оформлял на мхатовских сценах разные спектакли, которые принимались Станиславским. Смелость оформления спектаклей Вильямсом нравилась Станиславскому, и к своему последнему большому постановочному эксперименту («Тартюф» Мольера, 1938) он привлекает именно Вильямса. В процессе работы над оформлением спектаклей художник посещал репетиции, знакомился с творческой работой актеров и режиссеров. В создании художественного образа, воплощении характеров действующих лиц помогали художнику станковые портреты. Вильямс писал многих актеров МХАТа. Под впечатлением от общения со Станиславским был выполнен и его портрет. Композиционно образ режиссера словно отстранен от сцены: изображен момент «прогона спектакля», когда основная работа сделана и остается внести последние штрихи по замечаниям великого мастера. Примечательно, что на сцене угадываются герои чеховской «Чайки», спектакля, прославившего МХАТ и ставшего его эмблемой. (А. Н.).
Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863–1938) – режиссер, актер, педагог, теоретик театра, основатель (вместе с В. И. Немировичем-Данченко) и руководитель МХТ (с 1898). Народный артист СССР (1936).
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 233.