Коллекция онлайн

1754, Ичня, Черниговская губерния – 1835, Санкт-Петербург

Памятник Александру I для Биржи

1822


К забытым петербургским памятникам с полным правом можно отнести колоссальный, как писали в свое время современники, портретный бюст Александра I, моделированный <...> И. П. Мартосом (в мраморе высечен Б. И. Орловским). В 1822 году он стал первым императорским монументом в главном интерьере Биржи, знаменитом сооружении архитектора Тома де Томона на стрелке Васильевского острова. Установленный в «обрамлении» колонного портика, он спустя два года был запечатлен в автолитографии М. Т. Маркова, изображающей многофигурную сцену, сюжет которой раскрывается в надписи: «Признательность к щедротам Благодетельного Монарха потерпевших от наводнения 7-го ноября 1824-го и призренных в Ст.-Петербургской портовой Бирже».

В 1919 году «Александра I» вывезли в Русский музей вместе с более поздним бюстом императора Николая I работы скульптора Н. С. Пименова. В то время царские изображения не могли быть введены в музейную экспозицию, их постарались надежно «спрятать» в фондах. Произведение И. П. Мартоса было впервые опубликовано лишь в 2005 году 1. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 6.

1. См.: Иван Мартос. Известный и неизвестный... Портрет в творчестве скульптора. К 250-летию со дня рождения [Каталог выставки / Государственный Русский музей]. СПб, 2005. Обл. и с. 28.

В 1919 году через Государственный музейный фонд в собрание Русского музея поступил монументальный мраморный бюст Александра I, ранее стоявший в зале петербургской Биржи. Открытие этого памятника состоялось 2 сентября 1822 года. «Колоссальный бюст сей,— писал издатель журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньин,— сделан из прекраснейшего каррарского мрамора, по проекту и модели знаменитого pектора здешней Академии Художеств И. П. Мартоса. Он по грудь, в виде термов, вышиною 2 ар[шина] 3 вершка. Голова увенчана лавровым венком с небольшим поворотом в правую сторону. На левом плече накинута весьма легко и с особенным искусством мантия, а грудь, покрытая латами, украшена образом Спасителя. Мысль счастливая! она замечается и в прочих орнаментах, как-то: на ремне, поддерживающем латы с правого плеча, изсечена эмблема веры, а цоколь, на коем утвержден бюст, составлен из трофеев и разного рода оружий, расположенных мастерскою рукою. Пьедестал со ступенями сделан из красного гранита, подобного известному подножию монумента Петра Великого. Он из цельного блока, вышиною 4 аршина ; 4 вер[шка] и отличается благородною простотою, быв вместе с тем весьма приличен и богато украшен позолоченою бронзою. Посреди пьедестала начертаны золотыми буквами следующие слова: «АЛЕКСАНДРУ ПЕРВОМУ / БЛАГОДАРНОЕ КУПЕЧЕСТВО, ЛЪТА 1822».

Отделка мрамора не менее заслуживает внимание любителя художеств. Можно смело сказать, что и в самой Италии нельзя увидеть превосходнейшей, с большим отчетом сделанной! Бюст высечен Борисом Ив. Орловским, много обещающим художником, а трофеи — русскими мужичками. Пьедестал обработан также известным Сухо(а)новым. Общество заплатило за все сие вместе Г. Мартосу 35,000 руб., а сие доказывает, что почтенный художник трудился более для славы и достоинства предмета, чем для выгоды» *.

До недавнего времени работа И. П. Мартоса не только не экспонировалась, но и не публиковалась. Знаменитый в свое время монумент более 80 лет пребывал в полном забвении. Габаритные размеры и огромный вес не позволяли показывать его на временных выставках. В настоящее время бюст Александра I перевезен в филиал Русского музея — Михайловский замок, где со временем появится возможность достойным образом экспонировать произведение выдающегося скульптора-монументалиста.

Это был первый императорский монумент, установленный в биржевой зале. Старые открытки сохранили общий вид архитектурно-скульптурной композиции. Впоследствии в Бирже появились памятники Николаю I, Александру II и Александру III.  По случаю их открытия делались памятные медали, экспонируемые на данной выставке. Елена Карпова  // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 18.

 *Свиньин П. П. Торжественное открытие мраморного бюста Государя Императора, в биржевой зале // Отечественные записки. 1822. Ч. XI. Кн. XXIX. Сентябрь. С. 422–423.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: