Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Старость

1898


Желание узнать, как развивается современное искусство Франции, побудило Голубкину отправиться за границу. Скульптор трижды приезжала в Париж. Первая поездка была предпринята в 1895–1896 годах для занятий в студии Ф. Коларосси. Затем, в 1897–1899 годы, Голубкина работала в мастерской скульптора Жана Карля, обучавшего ее технической стороне искусства. Одновременно состоялось знакомство Голубкиной с Огюстом Роденом, который принял ее в число своих учеников, давал советы и указания. Выполняя по заданиям знаменитого мастера скульптурные этюды с натуры (кисти рук, ступни ног), она вдумчиво постигала пластику человеческого тела. Роден не руководил, не указывал, что делать, но, по ее словам, «здорово помогал понимать», а она находилась «вечно на распутье и в раздумье»*. Спустя несколько лет Голубкина обращалась в письме к Родену: «Вы, лучший из художников, сказали мне то, что я сама уже чувствовала, и дали мне возможность быть свободной... Вы дали мне силы жить»**.

В годы второго пребывания в Париже Голубкина исполнила статую «Старость» и портрет профессора зоологии Э. Ж. Бальбиани. Оба произведения Голубкина показала на выставке «Весенний Салон» 1899 года в Париже. За участие в выставке она была награждена медалью Французской Академии литературы и искусства. Находившийся в эти годы в Париже К. А. Сомов писал: «На днях я познакомился гораздо ближе, чем прежде, с Голубкиной, был у нее в мастерской и она мне чрезвычайно понравилась, приятно видеть человека внутренне чем-то горящего... Недаром ее так многие любят. Я буду в ее мастерской лепить, о чем я уже давно мечтаю»***.

Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 58.

* А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 37, 40.
** Там же. С. 65.
*** Там же. С. 369-370.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: