Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Освобождение Берлина. 1813 год

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. 1821

  • Гипс. 19,5 х 19,5
  • СК-1738

  • Пост. в 1955г. из Центральной Закупочной Комиссии (от Томашевич А.С.)


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов выдающийся русский медальер Федор Толстой отразил в серии восковых барельефов, которые затем были отлиты в гипсе, а позже были отчеканены в медалях.

Работа над барельефами растянулась на долгие 14 лет. В 1818 году, задолго до завершения работы, Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

Сначала Толстой делал рисунок, потом ваял рельеф из розового воска на черных сланцевых аспидных досках. Следом с оригиналов вырезали штампы и отливали гипсовые слепки на голубом фоне.

Изображение медали:  Россиянин подняв меч разит падшего на колено и заслоняющегося щитом своим Француза; гонит его из Берлина, Прусской Столицы, которая, в виде жены, отвращается с ужасом от лютого притеснителя своего, и простирает с радостию руки свои к притекшему на помощь ей Избавителю.

Освобождение Берлина — операция по изгнанию из Берлина французского гарнизона, осуществлённая 4 марта 1813 года русско-прусской объединённой армией под командованием генерала Петра Витгенштейна.

Король Пруссии Фридрих Вильгельм III, являясь вынужденным союзником Наполеона, готовил решение о разрыве с Бонапартом и вёл тайные переговоры с Александром I по выработке условий создания русско-прусской объединённой армии.

27 февраля прусской стороной в Бреслау был подписан Союзный договор между Пруссией и Россией и 28 февраля в Калише русской. Была создана русско-прусская объединённая армия под командованием генерал-фельдмаршала Кутузова. Союзная армия была разбита на два крыла. Правое было подчинено П. Х. Витгенштейну (20 тыс. русских войск и два прусских корпуса численностью 30 тыс.) с дислокацией в Дризене. Левое — Г.Блюхеру (27 тыс. прусских войск и русский авангард численностью 13 тыс.) с дислокацией в Бреслау. По подписанию договора авангард армии Витгенштейна под командованием Н.Г.Репнина выступил из Ландсберга и 2 марта 1813 года переправился через Одер. К 3 марта части Репнина подошли к Берлину. Вице-король Эжен де Богарне, получив известие о движении войск Витгенштейна в ночь на 4-е марта выдвинул свои силы из Берлина на виттенбергскую дорогу. 4 марта в 6 часов утра отряд Чернышева вошел в город. Следом за ним — авангард Репнина. 11 марта войска армии Витгенштейна триумфально вступили в Берлин. Пруссия объявила войну Франции. Александр I и Вильгельм в полной мере получили ресурсы Пруссии для совместной борьбы. Наполеон, напротив, потерял их. После этой победы французские войска вынуждены были безотлагательно очистить территории на правом берегу Эльбы. Подробнее см. статью в Википедии.

О серии медальонов

Федор Толстой обратился к этой теме по собственной инициативе. Он писал впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла (СК-995) — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: