Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Битва при Лейпциге. 1813 год

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. Барельеф. 1823


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов отразил в серии барельефов выдающийся русский медальер, художник, скульптор и рисовальщик граф Федор Толстой. По собственной инициативе, как писал он впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.

В 1818 году Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). В предуведомлении к изданию говорилось: «…между тем, как Граф Толстой резную работу сих медалей продолжать будет, рисунки оных награвировать и с пристойными к оным надписями и описаниями напечатать». Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

Изображение медали: Все неприятельские силы низложены, истреблены, пали под свинцовою палицею мужественной руки. Поле сражения покрыто грудами тел. Россиянин стоит твердо, возвышаясь как кедр посреди низверженных бурею вокруг его древес. В одной руке держит он опущенный после победы меч, в другой сидящего на щите двуглавого Российского орла, в знак избавления и покрова народам по его подвигу и мановению возникшим, и при его помощи устремившимся, да свергнут с себя иго, под коим угнетаемы были преобладающею над ними силою и властию.

Лейпцигское сражение 1813, именуемое «Битвой народов», – решающее сражение кампании 1813 в войне России, Австрии, Пруссии и Швеции против наполеоновской Франции – происходило с 4(16) по 7(19) октября.

Одна из важнейших битв эпохи наполеоновских войн, а по количеству погибших — самая кровопролитная. В «Битве народов» сражалось максимальное количество человек — с обеих сторон в общей сложности полмиллиона.

Силы сторон: союзники – свыше 300 тысяч человек при 1385 орудиях, наполеоновская армия – около 200 тысяч человек при 700 орудиях. Русских— 127 тысяч, австрийцев 65 тысяч и 90 тысяч пруссаков. Основными действующими лицами сражения, как и при Бородине, являлись русские и французы.

Лейпциг был взят 7(19) октября 1813 г. с огромными потерями. Французская армия (в основном — французы и поляки) по грубым оценкам потеряла под Лейпцигом 70—80 тысяч солдат, из них примерно 40 тысяч убитыми и ранеными, 15 тысяч пленными. Потери союзников составили до 54 тысяч убитыми и ранеными, из них до 23 тысяч русских, 16 тысяч пруссаков, 15 тысяч австрийцев.

Сражение под Лейпцигом завершилось отступлением Наполеона из Саксонии. Оно стало главным ударом по Наполеону, его катастрофой. Потерпев поражение под Лейпцигом, Наполеон в дальнейшем не одержал ни одной победы.

Подробнее см. статью в Википедии Битва народов.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: