В скульптурных изображениях императрицы Екатерины II варьируется персонифицированный аллегорический образ идеальной государственной власти, который создавало общественное сознание и, в значительной степени, формировала сама императрица. В эволюции этого образа, наряду с другими явлениями, нашло отражение возникновение и развитие классицизма в изобразительном искусстве России последней трети XVIII века.
М. И. Козловский в мраморной статуе, законченной в год смерти Екатерины (1796), представил ее с весами и мечом — аллегорическими атрибутами Фемиды — в греческой мифологии богини Правосудия, законного порядка.
Екатерина II (Великая; 1729—1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещённого абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768—1774; 1787—1792) и Швецией (1788—1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге «Династия Романовых». 2017. С. 229.