Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Туман

Декоративная ваза. 1899. Отлив 1940


В ранний период, достаточно разносторонне представленный в собрании Русского музея, Голубкина создает такие работы, как «Железный» (1897, гипс, СК-1484), «Манька», ваза «Туман» (обе — 1899, бронза), женская и мужская фигуры для камина «Огонь» (1900, бронза. СК-1673, СК-1663 ), портрет М. Ю. Лермонтова (1900, гипс). В них уже вполне определенно намечаются черты индивидуального, «голубкинского» стиля. <...> Голубкина пыталась разрешить сложную задачу синтеза искусств, по-новому преломляя в своем творчестве ведущие тенденции пластики начала XX века. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 58-59.

А. С. Голубкина принесла в искусство эпохи модерна философскую глубину и обостренную эмоциональность собственного мироощущения. Среди наиболее выразительных произведений, которые можно причислить к разряду горельефов, — декоративная ваза «Туман», воплощенная и в бронзе, и в мраморе. В круговом движении, которое непроизвольно делает зритель, рассматривая эту работу, он видит сменяющие друг друга человеческие лики, которые словно перетекают друг в друга, усиливая психологические оттенки в передаче полусна-полугрез. Елена Карпова. Рельеф в русской скульптуре: Страницы истории. XVIII — начало XX века // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 15-16.

Мотивы кустиков, кочек, тумана, огня, земли, навеянные живописно-эмоциональным восприятием, претворялись в конкретные изображения, имеющие свою реальную плоть то в образе юноши, то женщины или ребенка.  <...> Появление подобного рода работ было определено не только известными Голубкиной старинными сказаниями, но и яркими, образными впечатлениями от природы. Не случайно большую часть времени она провела в Зарайске, черпая в природе запас новых сил, создавая самобытные народные образы. Бесспорно, являясь чутким художником своего времени, Голубкина улавливала и процессы развития современного ей искусства начала века. Это созвучно просматривается и в обращении к природе, к растительным мотивам, к сказочным образам. Достаточно отдаленно прослеживаются в ее творчестве реминисценции немецкого экспрессионизма (пример тому — «Вдали музыка и огни»), темы модерна — «Туман», «Волна». Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 59, 61.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: