Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Борей

Вариант эскиза фигуры «Борей» для третьего варианта памятника челюскинцам. 1938

  • Пластилин (покрытый тонким слоем гипса). 14 x 5 x 4
  • СО-1565

  • Пост. в 1987 от В. А. Замкова


Варианты: пластилин, 1939 — ГРМ (СО-1564, СО-1566); пластилин, покрытый гипсом, гипс, 1938 — ГРМ (СО-659)

Изобретение аэроплана — первое чудо технического прогресса, открывшее ХХ век, — взбудоражило не только ученые умы и простого обывателя. «Авиационная лихорадка» поразила все виды и сферы культурной деятельности — от живописи и скульптуры, монументальной мозаики и плаката, фотомонтажа и промграфики до литературы и кинематографа, став метафорой нового мышления и новой телесности. Тема полета, летательного ли аппарата или человеческого тела, с завораживающей изобретательностью интерпретируется художниками разных стилевых направлений и художественных пристрастий — от М. Шагала, Эль Лисицкого, В. Степановой до А. Дейнеки и С. Адливанкина <...> Эта тема пронзает и все творчество Мухиной, подпитываясь не только злободневностью, но и свойствами творческого темперамента скульптора, ее пониманием пластической формы, наполненной бурной динамикой движения.

<...> В эскизах памятника челюскинцам фигура Борея, решенная неожиданным и сложным силуэтом, срывается с огромного стеклянного постамента и летит над водным пространством, символизируя победу героев-челюскинцев над природной стихией — богом северного ветра. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 8-9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: